Сегодня в Москву прибывает с визитом вице-премьер правительства Сербии, министр экономики и регионального развития Младжан Динкич. Он считается одним из главных противников российско-сербского межправительственного соглашения о сотрудничестве в энергетической области. Документ был подписан в Москве 25 января, сербская скупщина (парламент) ратифицировала его на минувшей неделе. Соглашение предусматривает покупку компанией «Газпром нефть» контрольного пакета акций государственной нефтяной компании «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС) и прокладку через Сербию одной из веток газопровода «Южный поток». Г-н Динкич настаивает на пересмотре условий соглашения и значительном повышении продажной цены НИС.
Возможен ли срыв российско-сербского соглашения и какие силы выступают против сотрудничества двух стран? Об этом обозревателю «Времени новостей» Петру ИСКЕНДЕРОВУ рассказал член главного комитета и председатель экономического совета Демократической партии Сербии 41-летний Ненад ПОПОВИЧ. Эта ныне оппозиционная партия имеет третью по величине фракцию в скупщине. Ее лидер Воислав Коштуница в бытность премьер-министром Сербии приложил максимальные усилия для заключения соглашения с Россией.-- Борьба продолжается, и судьба документа решится лишь к концу года. Против российско-сербского соглашения работают более мощные силы, нежели отдельные министры. Сорвать его, а в более широком смысле все российско-сербское сотрудничество сейчас активно пытаются несколько лобби. Самое крупное и опасное связано с двумя крупнейшими нефтегазовыми компаниям из окружающих Сербию стран -- членов Евросоюза (речь идет о венгерском нефтегазовом концерне МОЛ и австрийской нефтегазовой группе ОМВ. --
Ред.). Эти компании являются сегодня монополистами на сербском рынке и не хотят конкуренции со стороны «Газпрома». Они уже имеют свои нефтеперерабатывающие мощности и готовы купить НИС по завышенной цене лишь для того, чтобы закрыть ее как ненужного конкурента. Этого, к сожалению, не понимают многие в сегодняшнем правительстве Сербии.
-- Этот альянс иностранного капитала воскрешает в памяти политику Австро-Венгрии, пытавшейся в XIX--XX веках экономически закабалить Сербское государство...-- Главными противниками соглашения с Россией в ходе дебатов в скупщине показали себя депутаты от «Венгерской коалиции», представляющей сербский автономный край Воеводина. Именно там находится НИС. Те лидеры воеводинских венгров, которые уже заявили о намерении отделиться по косовскому образцу, панически боятся покупки сербской компании «Газпром нефтью», ведь тогда она будет увязана в единое инфраструктурное целое с трубопроводом «Южный поток». А после этого на планах венгерских сепаратистов можно будет поставить крест: ни Сербия, ни Россия, ни ЕС не позволят им покушаться на энергобезопасность Европы.
-- Но ведь не только венгерские сепаратисты боятся экономического подъема Сербии...-- Безусловно. Еще одно лобби представлено теми силами, которые заинтересованы в укреплении хозяйственной зависимости Сербии от Евросоюза. Они постоянно обещают сербам грядущее членство в ЕС, однако на деле выдвигают Белграду все новые условия. Их цель -- отсрочить вступление Сербии в ЕС и максимально ослабить страну, с тем чтобы продолжать держать на крючке ее власти. Существует и политическое антироссийское лобби. Начиная со свержения Слободана Милошевича в октябре 2000 года оно делает все возможное, чтобы «Газпром» и другие представители крупного российского капитала не пришли в Сербию.
-- Как эти силы будут действовать после ратификации сербо-российского соглашения?-- Через поддерживающих их министров они попытаются вытащить из пакетного соглашения протокол о цене покупки НИС, настаивая, что она ниже рыночной оценки. Их не смущает, что речь идет о комплексном нефтегазовом договоре, который должен принести Сербии в совокупности 2 млрд евро инвестиций и 200 млн евро ежегодных транзитных платежей. Кроме того, в стране на российские деньги будет построено газохранилище Банатски-Двор -- третье по величине в Юго-Восточной Европе. Сербское правительство должно защищать национальные интересы, а не интересы других государств и организаций. Надеюсь, что кабинет Мирко Цветковича серьезно отнесется к документам, подписанным в присутствии высших лиц государства (президента Сербии Бориса Тадича и тогдашнего премьера Воислава Коштуницы. --
Ред.). В противном случае мы послали бы очень плохой сигнал всем иностранным инвесторам.
-- Политическая элита Сербии озабочена судьбой сербского края Косово и сотрудничеством с Гаагским трибуналом. А тут еще российское признание независимости Абхазии и Южной Осетии может помешать Белграду бороться за территориальную целостность страны...-- Наша партия настаивает, что решение проблемы Косово должно быть найдено путем возобновления переговоров Белграда и Приштины и достижения компромиссного договора. На начинающейся через неделю общеполитической дискуссии на 63-й сессии Генассамблеи ООН Сербия поставит вопрос о нелегитимности независимости Косово и решений о ее признании отдельными странами. Мы всегда говорили, что косовская независимость откроет ящик Пандоры. И это уже произошло на Кавказе. А в ближайшие два-три года можно ожидать усиления сепаратизма и в других районах Европы, в частности на Украине.
-- Как отнеслась Демпартия Сербии к действиям России на Кавказе?-- Через несколько часов после решения президента России Дмитрия Медведева признать независимость Абхазии и Южной Осетии мы приветствовали российскую позицию. Россия 16 лет не признавала Южную Осетию и Абхазию, несмотря на многочисленные обращения этих республик. Москва пыталась найти универсальный способ решения подобных проблем, включая Косово. Но после незаконного признания независимости Косово со стороны западных стран Россия сделала свои выводы. И когда президент Грузии Михаил Саакашвили попытался путем насилия и геноцида решить проблему Южной Осетии, у России не было другой возможности защитить жизни местных жителей и своих миротворцев, кроме как признать Южную Осетию и Абхазию. Наша партия Россию поддерживает.
-- В сербских СМИ хотят слухи, что вот-вот будет арестован экс-командующий армией боснийских сербов генерал Ратко Младич...-- Правительство Сербии, судя по его заявлениям, занимается поисками Младича, но нет никаких достоверных данных, что он находится на сербской территории. Нынешняя шумиха вокруг генерала Младича -- это еще одна попытка оказывать на Сербию давление, с тем чтобы затормозить ее вхождение в европейское сообщество и помешать ее экономическим связям с другими странами.