Министр нефти Ирана Голямхосейн Нозари, побывавший на прошлой неделе в Вене
на конференции ОПЕК, воспользовался случаем, чтобы продвинуть и газовый бизнес своей страны. В интервью газете Wiener Zeitung он призвал крупнейшую нефтегазовую компанию Австрии OMV «как можно быстрее
включить Иран в проект газопровода Nabucco». Австрийцы, по его словам, должны поспешить с заключением конкретных контрактов на закупку. «Мы не хотим ждать OMV вечно, -- предупредил он. -- В этом году мы заключили массу контрактов на поставку газа, больше, чем когда бы то ни было. Европе нужен Иран, и Австрия, у которой с нами отличные отношения, должна показать пример европейцам».
Заявление прозвучало на фоне очередного витка политических усилий по продвижению проекта, главная проблема которого -- отсутствие достаточных гарантий поставок газа. А единственное, по мнению самих европейцев, преимущество -- возможность снизить зависимость от импорта сырья из России. В Вене и Брюсселе, наверное, были бы рады покупать газ у Ирана, но не могут этого позволить в условиях экономических санкций, наложенных на Тегеран Вашингтоном, и общей воинственной атмосферы вокруг иранской ядерной программы.
Nabucco, как известно, реализуют шесть компаний на паритетной основе. Помимо OMV доли имеют немецкая RWE, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и турецкая Botas. Трубу планируется проложить к 2013 году. Правда, пока у инициаторов проекта нет ни одного соглашения с потенциальными поставщиками газа. Даже несмотря на то, что опубликованный недавно график ввода мощностей газопровода достаточно скромен: в 2013 году планируется прокачивать лишь 8--10 млрд кубометров, через три года -- 25--27 млрд и только в 2020 году вывести его на проектную мощность 31 млрд кубометров. Предварительная стоимость Nabucco оценивается в 7,9 млрд евро.
На сегодня единственным более или менее реальным поставщиком газа для этого проекта является Азербайджан. Правда, в одиночку он не сможет обеспечить загрузку газопровода. А главное, у Баку есть привлекательная альтернатива: поставки газа по существующему уже коридору в Грецию и запланированному на 2010 год новому газопроводу на юг Италии. Пропускная способность этого маршрута (8--10 млрд кубометров) больше соответствует возможностям Азербайджана, у которого уже есть обязательства по поставкам газа в Турцию в размере 6,6 млрд кубометров в год. Кроме того, недавно глава «Газпрома» Алексей Миллер сделал предложение азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву о закупках всего газа по европейским ценам (минус цена транзита и маржа российского концерна). Ответ пока не получен, но наличие такой оферты осложняет жизнь европейским претендентам на азербайджанский газ, поскольку заставляет их предлагать лучшие условия.
Туркмения, которую европейцы и американцы упорно обхаживают, кроме общих слов, никаких гарантий давать пока не собирается. Подписанный весной меморандум с комиссаром ЕС по энергетике Андрисом Пиебалгсом и комиссаром по международным делам Бенитой Ферерро-Вальднер, в котором якобы содержались слова о готовности Ашхабада продавать в Европу до 10 млрд кубометров, ничего не стоит.
Поэтому г-н Нозари, который прямо говорит, что Nabucco «без Ирана не будет работать», недалек от истины. «Все признают, что осуществление проекта без участия иранской стороны невозможно, -- сказал он в интервью. -- Нельзя игнорировать страну, которая располагает 16% всех мировых запасов природного газа».
Кроме того, не стоит забывать, что Венгрия и Болгария, две страны -- участницы Nabucco, подписали соглашения с Россией о строительстве через их территории альтернативного газопровода «Южный поток» (проект инициирован «Газпромом» и итальянской Eni). В конце прошлой недели министр иностранных дел Венгрии Кинга Генц прямо заявила, что эта труба служит интересам Европы и необходима, хотя посол США в Будапеште Април Фоли посоветовала венгерским властям приостановить переговоры с Москвой и сосредоточить усилия на Nabucco. По словам министра, внутри страны существует консенсус в данном вопросе, поскольку это «касается национальных интересов».
Берлин поддерживает проект «Северный поток» (Nord Stream), газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря, заявил в выходные официальный представитель правительства ФРГ Ульрих Вильхельм. Это был ответ на выступление посла США в Швеции, который призвал Стокгольм к активным действиям против «европейской зависимости от энергии из России» и пересмотру позиции скандинавского государствам в отношении «Северного потока». Он также намекнул на то, что Берлин в этом проекте действует исключительно в своих интересах, забывая об общеевропейских нуждах. В связи с этим, по информации немецких СМИ (которая так и не была опровергнута), МИД Германии в письменном виде выразил свое недоумение посольству Соединенных Штатов в Берлине относительно высказываний американского дипломата в шведской прессе.