В хищении мобильных телефонов, изъятых у «Евросети», подозревают правоохранительные органы
Скандал вокруг «Евросети» о возобновленном СКП деле двухгодичной давности о контрабанде мобильных телефонов и об аресте в связи с этим нескольких топ-менеджеров компании получил неожиданный поворот. Как удалось выяснить «Времени новостей», следственное управление по Москве, занимавшееся расследованием этого дела, в свое время прекратило его за отсутствием состава преступления. Более того, несколько сотрудников правоохранительных органов были заподозрены в превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств и хищении партии мобильных телефонов. Кое-кто за это уже выслушал приговор, кто-то был оправдан, а кто-то сбежал и был объявлен в розыск. СКП РФ теперь реанимировало дело о контрабанде, но, как потом пояснили следователи, речь идет о подозрении сотрудников «Евросети» в похищении их бывшего коллеги, вымогательстве у него денег и самоуправстве.
Еще в 2006 году, как выяснилось, прокуратура Москвы возбудила сразу несколько уголовных дел в отношении своих коллег. Так, следователя по особо важным делам Московской региональной прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Дмитрия Латыша подозревают в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий и покушении на хищение мобильных телефонов Motorola С-115, изъятых у компании «Евросеть». Кроме того, в присвоении и растрате следствие заподозрило оперуполномоченного 38-го отдела управления «К» МВД Валентина Грошева и директора автономной некоммерческой организации «Национальный консультативный центр промышленной экологии и судебной экспертизы» Алексея Карпова. Грошеву, как и Латышу, вменялось покушение на хищение телефонов и превышение должностных полномочий.
Следствию также удалось доказать, что еще один сотрудник 38-го отдела управления «К» Владимир Князев совершил служебный подлог, подделав протокол уничтожения вещественных доказательств по контрабандному делу «Евросети». Об этом свидетельствует вступивший в силу приговор Люблинского райсуда, оштрафовавшего Князева на 50 тыс. рублей.
Как уже сообщала газета «Время новостей», «контрабандное» дело «Евросети» было «реанимировано» СКП всего несколько недель назад. До этого его расследованием занималось московское управление, которое прекратило его, не обнаружив состава преступления. Однако СКП заявил, что для возобновления расследования этого дела появились новые данные, и 2 сентября нагрянул с обысками в «Евросеть» в Бумажном проезде, 14. В офисе фирмы следователи изъяли финансовую информацию и электронные носители в кабинетах вице-президента по безопасности и юридическому обеспечению Бориса Левина и замначальника службы безопасности Андрея Ермилова, а также юристов и сотрудников службы безопасности компании. Как выяснилось, во время обыска г-н Левин уже находился в СКП, куда был вызван повесткой на допрос в качестве свидетеля. Г-на Ермилова, курирующего московский регион, задержали в офисе сразу же после обыска и также доставили в СКП для дачи показаний. При этом следователи предъявляли постановления на проведение следственных действий в рамках прекращенного уголовного дела о контрабанде мобильных телефонов. Лишь на следующий день, 3 сентября, выяснилось, что топ-менеджеров задержали не по «контрабандному» делу, а совсем по другому, связанному с событиями еще пятилетней давности. Основанием для этого стало заявление от бывшего экспедитора «Евросети» Андрея Власкина, который был вызван в СКП в конце августа для дачи показаний по вновь открывшимся обстоятельствам «контрабандного» дела.
Он рассказал, что в 2003 году был уличен службой безопасности компании в хищении партии мобильных телефонов, чем причинил ущерб на 20 млн руб. Руководство «Евросети» тогда сообщило об этом в правоохранительные органы, которые возбудили уголовное дело по факту кражи. Однако экспедитор скрылся от следствия и был объявлен в розыск. Но сотрудники службы безопасности «Евросети», по версии следствия, нашли Власкина раньше милиции, привезли в Москву, где в ходе неоднократных бесед была достигнута договоренность, что экспедитор возместит ущерб компании, и тогда заявление из милиции будет отозвано. Экспедитор погасил ущерб, мировое соглашение было подписано, и уголовное преследование экспедитора было прекращено.
Однако спустя пять лет Власкин почему-то решил дополнить данные им ранее показания, написав в СКП заявление, в котором сообщил, что в 2003 году он был не просто найден, а именно похищен сотрудниками службы безопасности «Евросети», которые вымогали у него деньги за похищенные телефоны. В результате 2 сентября СКП возбудил в отношении гг. Левина и Ермилова новое дело -- о похищении человека, вымогательстве и самоуправстве. И на прошлой неделе Басманный райсуд Москвы выдал санкцию на их арест.
В понедельник, 8 сентября, владелец «Евросети» Евгений Чичваркин был допрошен в качестве свидетеля, но не в связи с историей со своим нерадивым сотрудником Власкиным, а по подозрению компании в контрабанде мобильными телефонами. По словам адвоката Юрия Гервиса, его клиент «ответил на все поставленные следствием вопросы». При этом защитник заметил, что следствие в основном интересовал механизм поставок сотовых телефонов в компанию «Евросеть» в марте 2006-го, когда сотрудники МВД и ФСБ задержали партию в 167,5 тыс. мобильных телефонов на сумму 20 млн долл., прибывшую для «Евросети» в Шереметьево из Пакистана. Тогда по факту контрабандного перемещения через таможенную границу мобильных телефонов (в том числе около 50 тыс. аппаратов Motorola С-115, не отвечающим требованиям безопасности) Московская региональная прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте возбудила уголовное дело. Экспертиза установила, что большинство аппаратов было произведено в Бразилии, Китае и Сингапуре и не отвечала российским требованиям (уровень радиоизлучения трубок якобы превышал допустимые нормы в 2,5 раза). Со своей стороны компания Motorola тогда официально заявила, что ее продукция полностью соответствует требованиям качества и техническим характеристикам, установленным в России.
После этого скандал стал развиваться в политической плоскости. Motorola и «Евросеть» добились того, что об их проблемах узнали бывший тогда президентом Владимир Путин и премьер Михаил Фрадков, а экс-глава Минэкономразвития Герман Греф на одном из заседаний правительства прямо обвинил правоохранителей в бизнесе на конфискате, который реализуется затем по бросовым ценам. И в августе 2006 года дело было прекращено прокуратурой Москвы за отсутствием состава преступления.
Правда, вскоре выяснилось, что часть арестованного товара каким-то образом была по-тихому распродана. В августе 2006-го по факту кражи телефонов прокуратура Москвы возбудила уголовное дело, а действия неустановленных следствием лиц были квалифицированы по статье «присвоение или растрата». Лишь в феврале 2007-го из этого дела было выделено другое дело в отношении оперуполномоченного управления «К» Валентина Грошева и директора АНО «Национальный консультативный центр промышленной экологии и судебной экспертизы» Алексея Карпова.
В ходе следствия было установлено, что 24 апреля 2006-го следователь по особо важным делам Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Дмитрий Латыш получил от Грошева рапорт, содержащий заведомо недостоверную информацию о ввозе в Россию ООО «Евросеть опт» 167,5 тыс. мобильных телефонов, якобы несертифицированных и предназначенных для использования только в регионах Юго-Восточной Азии. В тот же день Латыш, по данным следствия, направил в Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД поручение об осмотре склада компании ОАО «Шереметьево-Карго», на которых хранились мобильные телефоны.
Несмотря на то что в ходе осмотра склада было установлено, что только на 50 тыс. телефонов Motorola С-115 стоимостью 62,5 млн руб. отсутствует декларация о соответствии, а все остальные телефоны были ввезены в Россию с соблюдением таможенного законодательства, Латыш якобы дал заведомо незаконное указание оперативникам изъять всю партию мобильных телефонов. Следователя подозревают в том, что он вынес незаконное постановление о признании всей изъятой партии товара в качестве вещдоков по уголовному делу и поместил ее для хранения на фирму ООО «Камос-Т», расположенную в подмосковном Одинцово -- Минское шоссе, 5. Кроме этого, как следует из материалов дела, Латыш поручил провести экспертизу Motorola С-115 Карпову, который в свою очередь согласился изготовить экспертное заключение, сделав в нем выводы о том, что использование мобильных телефонов Motorola С-115 создает угрозу здоровью пользователей данных аппаратов, а их промышленная переработка и использование в России невозможны, и потому они подлежат уничтожению. По данным следствия, Латыш знал о том, что телефоны не являются скоропортящейся продукцией, не пришли в негодность, а в выключенном состоянии не представляют опасности для жизни и здоровья граждан, но направил в БСТМ поручение об уничтожении 50 тыс. Motorola С-115. Операцию по уничтожению партии мобильных телефонов Латыш поручил оперативнику Князеву.
Как установило следствие, Князев безответственно подошел к вопросу утилизации непригодных трубок, проходившей на территории структурного подразделения «Экоцентр» МГУП «Промотходы», расположенного по адресу Проектируемый проезд, 5113, 3. А именно составил протокол о якобы произведенном им уничтожении телефонов, при этом, как было установлено следователями, более 2 тыс. трубок было похищено, а затем продано со столичных лотков и в других регионах. В результате проверки прокуратура Москвы возбудила уголовное дело в отношении Князева, а Люблинский райсуд приговорил его к штрафу за служебный подлог.
Следствие не смогло доказать умышленную вину Грошева и Карпова в этом преступлении, и в августе этого года уголовное преследование в отношении них было прекращено в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.
Латыша заподозрили в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий и покушении на хищение мобильных телефонов. Однако, узнав о возбуждении дела и дав первичные показания, Латыш сбежал. Ему предъявили заочно обвинение и объявили в розыск.
Оставшиеся телефоны -- 117,5 тыс. -- были возвращены «Евросети», а само «контрабандное» дело было прекращено за отсутствием состава преступления.