|
|
N°168, 12 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обгон на бумаге
Стюарды Гран-при Бельгии создали опасный прецедент
Огромная ложка дегтя испортила ту прекрасную медовую бочку, что представил из себя Большой приз Бельгии. Когда уже отгремели фанфары победителю гонки Льюису Хамильтону, из глубин судейских кабинетов по миру распространилась весть о штрафе, наложенном на пилота «Макларена» за некорректный обгон на последних кругах дистанции.
Наказание, которое стюарды обрушили на голову счастливого англичанина, -- едва ли не самое скандальное решение в истории «Формулы-1». И дело здесь даже не в сомнительности самого нарушения, а итоговый приговор. Ведь даже судьи, рассматривавшие этот инцидент, признают, что у них был выбор, каким образом оштрафовать пилота «Макларена»: либо лишить его десяти стартовых позиций на следующем Гран-при, либо «накинуть» на итоговое время Хамильтона в Спа 25 секунд. Они выбрали последнее, что не может не вызывать вопросов.
И главный из них: какую роль в этом выборе сыграло крайне заинтересованное в этом деле руководство «Феррари»? Как утверждают официальные лица итальянской команды, несмотря на крайнее недовольство маневром лидера «Макларена», они не подавали никаких официальных жалоб и даже не встречались с судьями до того момента, когда директора «Феррари» Стефано Доменикали не пригласили на разбор этого эпизода. Сами блюстители законности также утверждают, что инициировали рассмотрения маневров пилота «Макларена» по собственной воле.
В чем же обвинили гонщика? Суть претензий состоит в том, что, пытаясь совершить обгон машины лидирующего на тот момент Кими Райкконена, Хамильтон выехал за пределы трассы и срезал шикану, тем самым сохранив скорость и избежав столкновения с «Феррари» чемпиона мира, который активно закрывал удобную для обгона траекторию. И, несмотря на то, что англичанин пропустил после этого финна вперед, возвращая ему потерянную позицию, Льюис все равно имел преимущество в дальнейшей борьбе между двумя пилотами. Именно это весьма умозрительное заключение и было основанием для вынесения приговора.
Никакие доводы в защиту своей позиции обвиняемой стороной на суд подействовать уже не могли. А аргументы у Льюиса нашлись, и довольно весомые. Во-первых, показания телеметрии, подтверждающие, что гонщик сбросил скорость и был медленнее соперника в момент, когда пропускал его вперед. Во-вторых, по свидетельству руководства «серебряных стрел», после того, как Льюис вернул лидерство Кими, они запросили судей о возможности Хамильтоном повторного обгона «Феррари» и получили положительный ответ. И, в-третьих, Райкконен после этого смог снова выйти вперед, но не удержался на трассе, в чем уже никак нельзя обвинять ни Хамильтона, ни кого-либо другого. И тем более шансов догнать пилота «Макларена» не было ни у Фелипе Массы, которому судьи отдали победу, ни у Ника Хайдфельда, поднявшегося на второе место.
Если бы Райкконен хотя бы добрался до финиша и наказание Хамильтона повлияло на итоговый результат финна, то судейское решение выглядело в таком случае если не справедливым, то по крайней мере логичным. Но в результате штрафа англичанина выиграли совсем другие гонщики. Именно поэтому более правильным было бы оштрафовать Льюиса потерей мест на старте следующей гонки.
Возможно, мы когда-нибудь узнаем всю подоплеку этого дела, однако сейчас это выглядит как откровенное вмешательство в принципы честной спортивной борьбы. Создан очередной опасный прецедент, и только вопрос времени, когда эта мина замедленного времени вновь сработает. Ведь теперь любой подобный эпизод будет разбираться с особой тщательностью. Особенно, если в нем опять будут участвовать гонщики «Макларена» и «Феррари».
Дмитрий СИТНИК