Вчерашний
визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Варшаву можно считать «разведкой боем». Ведь именно Польша активнее других стран -- членов Евросоюза поддержала грузинскую агрессию против Южной Осетии и принялась сколачивать антироссийский блок. В него успели войти страны Балтии, активно стремящаяся в ЕС и НАТО Украина. Однако на руководящем уровне Евросоюза польская инициатива одобрения не получила. Несмотря на призывы президента Польши Леха Качиньского ввести против России санкции, участники саммита ЕС 1 сентября в Брюсселе ограничились принятием политического документа с призывом к Москве вывести российские войска с территории Грузии.
Неудивительно, что и в Варшаве страсти стали успокаиваться. Вчера Сергей Лавров и его польские собеседники больше говорили о «диалоге» и «толерантности», нежели о кризисах и взаимных обвинениях. Правда, не оправдались прогнозы о возможной встрече Лаврова с президентом Качиньским. Однако в свете недавних антироссийских эскапад последнего подобная встреча вряд ли привела бы к прорывным результатам.
Визит российского министра в Варшаву начался с посещения Сергеем Лавровым и пригласившим его коллегой Радославом Сикорским заседания Российско-польского форума общественности. Его работа возобновилась в эти дни после четырехлетнего перерыва. Оба министра всячески подчеркивали значение форума, а Лавров не без юмора отметил: «Чем чаще мы будем собираться, тем меньше будет тем для такого форума».
Правда, не со всеми представителями общественности вчера удалось полноценно пообщаться Сергею Лаврову. Предполагалось, что главы МИД России и Польши вручат российскому режиссеру Никите Михалкову и его польскому коллеге Войчеху Семену учрежденные в 2000 году внешнеполитическими ведомствами дипломы лауреатов «за заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения российского и польского общества». Из-за напряженного графика киномэтров вручение пришлось отложить до очередного кинофестиваля. Но церемония возложения Сергеем Лавровым венка к мемориалу советским воинам в Варшаве подтвердила, что сближение двух народов не просто слова. Ведь поляки в отличие от прибалтов внимательно следят за состоянием советского захоронения.
Визит Сергея Лаврова в Польшу на фоне недавних антироссийских выпадов Варшавы местные эксперты расценивают как успех в «дипломатической игре». Однако заместитель председателя комиссии сейма по делам ЕС профессор Тадеуш Ивиньский заметил «Времени новостей», что в польско-российских отношениях «не надо искать одностороннего успеха»: «Нам не хватает визитов высокого уровня именно с российской стороны. К тому же это был первый российский визит такого уровня в страну ЕС после вспыхнувшего конфликта на Кавказе. В международных отношениях необходима стабильность, а диалог должен продолжаться даже когда Польша в конфликте на Кавказе встала на одну сторону -- Тбилиси». Пан Ивиньский заметил, что в польско-российских отношениях недостает «научных, культурных и молодежных связей, которые помогли бы преодолеть стереотипы».
Главную проверку на прочность российско-польские отношения должны были пройти на переговорах Лаврова и Сикорского по самым острым вопросам двусторонних отношений. Разговор в здании польского МИДа продолжался более двух часов. Предваряя беседу, члены российской делегации сообщили «ВН», что движение Москвы навстречу Варшаве возможно «ровно настолько, насколько та реально учтет наши интересы».
Интересы России применительно к Польше обширны -- от озабоченности в связи с предстоящим размещением в стране элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО) до приграничного сотрудничества. Жители Калининградской области и поляки, проживающие в 50-километровой зоне по обе стороны границы, заинтересованы в безвизовом обмене. Польше также важно свободно бороздить внутренние российские воды Калининградского залива и получить добро России на заход через ее внутренние воды в польский порт Эльблонг судов третьих стран. «Мы, поляки, должны ставить на диалог с Москвой», -- заявил на днях экс-президент Польши Александр Квасьневский.
Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Николай Бухарин в беседе с «ВН» напомнил, что острота этих вопросов обусловлена присоединением Польши 1 мая 2004 года к ЕС и последовавшим 21 декабря 2007 года ее подключением к шенгенской безвизовой зоне. В силу сложности проблем приграничья и судоходства вчера так и не были подписаны предполагавшиеся соглашения, работу над ними договорились продолжить.
Однако на сегодня для Москвы и Варшавы ключевыми остаются проблемы стратегической стабильности, прежде всего американской ПРО. «Мы не скрываем озабоченности и намерения реагировать при необходимости, в том числе с использованием военно-технических средств», -- отметил в беседе с «ВН» высокопоставленный российский дипломат из состава делегации. Напомним, что
США и Польша 20 августа подписали в Варшаве соглашение о размещении на польской территории десяти американских противоракет. Вашингтон объясняет их появление необходимостью противостоять иранской ракетной угрозе. Однако российская сторона с такой трактовкой не согласна.
«Россия не изменила позиций в отношении планов развертывания элементов системы ПРО США в Европе, -- подчеркнул вчера на пресс-конференции в Варшаве Сергей Лавров. -- Мы вновь сегодня честно и откровенно рассказали польской стороне и объяснили причины, по которым мы уверены, что кроме российского стратегического арсенала у этих объектов в Восточной Европе других целей в ближайшие годы просто быть не может». «Мы не видим угроз для России со стороны Польши, но не можем не видеть риски, создаваемые для нашей безопасности в результате приближения компонентов стратегических сил США вплотную к нашим границам», -- добавил российский министр. Тем более, что, по его словам, третьим позиционным районом ПРО США в Европе (радар в Чехии и противоракеты в Польше) дело может не ограничиться: «Есть сведения, что планируются четвертый и пятый, причем не только в Восточной Европе, но и в других регионах мира».
Радослав Сикорский вчера как мог старался рассеять подозрения России. Он заверил Сергея Лаврова, что Польша будет прилагать все усилия для укрепления мер доверия и транспарентности между двумя странами. И даже сослался на кандидата в президенты США от Демократической партии Барака Обаму. По словам пана Сикорского, побывавшего в начале недели в США, Обама заявил ему, что если выяснится, что третий позиционный район ПРО будет нацелен на Россию, то демократы выступят против этой программы.
«Путь от подписания соглашения о размещении в Польше элементов ПРО США до собственно размещения противоракет весьма далек», -- подтвердил «ВН» Николай Бухарин. Под вопросом остается ратификация соглашения в конгрессе США, где большинство как раз у демократов, да и технологически эта система недоработана. К тому же «в случае создания в Европе, как предлагает Россия, новой архитектуры континентальной безопасности возможно появление системы, обесценивающей элементы ПРО США в Европе».
Вчера Сергей Лавров подтвердил, что консультации по вопросу размещения ПРО в Европе будут продолжены. По его словам, он услышал от Радослава Сикорского, что «польская сторона готова внести свой вклад в снижение наших озабоченностей, и мы готовы к такому диалогу». «Сегодняшние переговоры помогли мне лучше понять российскую позицию», -- подтвердил пан Сикорский. Вчера же США устами своего посла в России Джона Байерли подтвердили, что готовы возобновить переговоры по ПРО «уже в этом месяце».
Главы МИД России и Польши коснулись и другой болезненной для России проблемы -- планов дальнейшего расширения НАТО за счет в том числе принятия Украины и Грузии, которое активно лоббирует польская сторона. «Для этого нет никакой реальной причины», -- так прокомментировал планы Брюсселя и Варшавы Сергей Лавров. «Мы видим, что эти действия нарушают международные принципы безопасности. Тем более вредно искусственно затаскивать ту или иную страну в НАТО», -- подчеркнул он.
Визит Сергея Лаврова совпал с XVIII Международным экономическим форумом, который в эти дни проходит в городе Крыница-Здруй на юге Польши. Вопросы, которые обсуждали главы дипломатических ведомства в Варшаве, отзывались эхом в дискуссиях политиков в Крынице. Острая полемика шла при обсуждении трансатлантических перспектив Грузии и Украины, а также путей взаимодействия России и Европы в области безопасности.
Вице-премьер Грузии Георгий Барамидзе заявил, что причиной «российской оккупации» его страны стало «замедление расширения НАТО». По его словам, вступления в альянс хотят 77% грузинских граждан. Однако зампред комитета по иностранным делам украинской Верховной рады Леонид Кожара был более сдержан -- он указал, что большинство украинского населения не желает участвовать ни в каких альянсах и союзах оборонного характера.