|
|
N°168, 12 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Намывание денег
Открыта первая очередь "Морского фасада" Петербурга
Отныне Петербург может полноправно считаться морской столицей России. В среду на причал первой очереди нового пассажирского порта, построенного на намытой в районе устья реки Смоленки территории, прибыл круизный 17-палубный мегалайнер Costa Mediterranea с двумя тысячами туристов на борту. Его встречали сотни петербуржцев во главе с губернатором города Валентиной Матвиенко и другими официальными лицами.
Таким образом было положено начало "Морскому фасаду". Так власти назвали общественно-деловой центр, который вырастет на почти четырехстах гектарах намытой территории. И тогда новый порт станет самым большим пассажирским терминалом в Европе. Он сможет ежегодно принимать до полутора миллионов туристов. Для примера, сейчас через Морской торговый порт, к которому могут подойти мегалайнеры, город пропускает 300 тыс. пассажиров в год. И это не Васильевский остров, а кошмарно урбанистическая гавань, от которой до городских достопримечательностей добираться добрый час.
От нового порта туристов можно довезти до центра за 15 минут. А когда там откроется еще и речной порт, то, сойдя с лайнера на теплоходик, они смогут попасть в Петергоф, Кронштадт, Ломоносов, прокатиться по рекам и каналам северной столицы.
Но это пока только мечты. Пока же фасада как такового нет, а есть лишь огромные песчаные плоскости со скромным зданием терминала. Сюда в среду в 8.57 по местному времени пришвартовался последний в эту навигацию огромный круизный лайнер, заняв только десятую часть двухкилометровой причальной стенки. Пассажирам, правда, по прибытии достались восемь градусов по Цельсию, обжигающий северный ветер и неловкая попытка властей северной столицы устроить шоу "а-ля открытие Олимпиады в Пекине".
Смотреть было интересно, когда обученные испанскими режиссерами студенты центра подготовки спасателей под ритм японских барабанов совершали акробатические номера на уровне последних палуб лайнера. Но не хватало таинственности, свойственной Востоку, -- канаты, на которых висели студенты, были видны невооруженным глазом даже с лайнера, стоящего дальше, чем сухопутные зрители, а кран, на который крепились все подвесные конструкции, был "замаскирован" по-военному -- зеленой краской. Но пассажиры Costa Mediterranea тем не менее, несмотря на холод, высыпали на палубы и даже хлопали в ладоши, когда воздушные акробаты-спасатели совершали особенно удивительные кульбиты.
А вот местная публика, в основном будущие сотрудники порта, журналисты и представители властей, вела себя в полном соответствии со сложившимися представлениями иностранцев о России. Неподалеку от сцены был организован легкий фуршет. "Обутербродившись", петербуржцы, не находя урн, бросали салфетки прямо на асфальт. А ветер уносил их в сторону сцены. Спас ситуацию бумажный фейерверк, который спрятал эту стыдобищу под серпантином и конфетти, которые буквально засыпали арену, декорации и выступающих.
Впрочем, людям шоу понравилось. Ольга Трофимова, барменша в будущем кафе, рассказала, что такого зрелища в Петербурге она не видела даже на его 300-летии. А таможенник Андрей поведал "Времени новостей", что он видел, как участники шоу репетировали, и когда не было ветра, у них все получалось гораздо лучше.
В общем, начало "Морскому фасаду" положено. Как рассказал "Времени новостей" директор управляющей компании этого проекта Шавкат Кары-Ниязов, пока весь комплекс находится в частной собственности. Но после того как он полностью откроется (в целом на нем должно быть построено порядка 4 млн кв. м деловых, развлекательных и жилых площадей), Петербург будет постепенно выкупать его у владельца. И после этого в городе появится новый микрорайон. Над планировкой и архитектурой этого потенциально фешенебельного микрорайона сейчас думают ведущие архитекторы России и Европы. Лишь бы сбылось. Потому что со времен Петра I в северной столице так и не было нормального пассажирского порта.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург