В Сербию вчера с двухдневным визитом прибыл главный прокурор Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии в Гааге бельгиец Серж Браммерц. В повестке дня его переговоров с лидерами страны -- перспективы сотрудничества Белграда с Гаагским трибуналом. Прокурор убеждает сербские власти ускорить поиск и арест бывшего главнокомандующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича и бывшего лидера хорватских сербов Горана Хаджича. Гаагский трибунал обвиняет обоих в совершении преступлений в Боснии и Герцеговине, а также в Хорватии. От сотрудничества Белграда с Гаагским трибуналом зависят перспективы приема Сербии в Европейский союз.
Но далеко не все в стране согласны платить такую цену за членство в Евросоюзе. Наиболее активно против сотрудничества Сербии с Гаагским трибуналом выступает ведущая оппозиционная сила страны -- Сербская радикальная партия (СРП). Сейчас в ее руководстве произошли существенные изменения. 6 сентября в отставку со всех постов подал заместитель председателя партии и руководитель ее фракции в скупщине (парламенте) 56-летний Томислав Николич. О причинах кризиса в СРП, о сотрудничестве Белграда с Гаагским трибуналом и других проблемах Томислав НИКОЛИЧ рассказал обозревателю «Времени новостей» Петру ИСКЕНДЕРОВУ.-- Сербские радикалы всегда выступали против выдачи сербских обвиняемых Гаагскому трибуналу, который судит сербов,
но отпускает на свободу террористов вроде Рамуша Харадиная (экс-полевой командир албанской «Освободительной армии Косово» обвинялся в совершении массовых преступлений против косовских сербов, но был оправдан Гаагским трибуналом в апреле этого года. --
Ред.). Я лично обещал, что в случае победы радикалов на выборах ни один серб не будет выдан в Гаагу. Эта позиция остается неизменной.
-- Но вы разошлись с соратниками по другому ключевому вопросу -- об отношениях Сербии с Евросоюзом. Фракция СРП проголосовала 9 сентября за ратификацию энергетического соглашения с Россией, но выступила против Соглашения о стабилизации и ассоциации Сербии с ЕС. А ведь вы лично призывали поддержать оба документа...--
Ратификация соглашения о сотрудничестве с Россией в энергетической области, также как и соглашения с Европейским союзом, -- исторический день для Сербии. Хотя фракция СРП не участвовала в голосовании по соглашению с Евросоюзом, я считаю, что его одобрение полностью соответствует позиции СРП и ее председателя Воислава Шешеля (в 2003 году он
добровольно отправился в Гаагский трибунал, обвиняющий его в преступлениях против несербского населения республик бывшей Югославии. --
Ред.). Ведь на ратификацию документ поступил с предложенной мною поправкой, которая обязывает сербское правительство в своих контактах с ЕС рассматривать Косово как составную часть Сербии.
-- Вы окончательно разминулись с СРП?-- Я все еще желаю СРП преодолеть проблемы, с которыми она столкнулась. Тем не менее приходится констатировать, что с моей отставкой над партией в ее прежнем виде опущен занавес. Он может быть поднят, и под ним окажется новая партия или даже две, но в любом случае то, что раньше было СРП, больше не существует.
-- Можете назвать причины своей отставки?-- Я не тряпка и не собираюсь терпеть унижения. Выполняя указание Воислава Шешеля, я потратил много усилий, чтобы убедить коллег по СРП проголосовать в скупщине за ратификацию соглашения с Евросоюзом. Шешель лично по телефону из Гааги дал указание поддержать документ, если в него будет внесена поправка про Косово. Однако спустя всего 15 минут после принятого партией положительного решения поступило новое указание от Шешеля -- голосовать против.
В том, как сейчас ведет себя СРП, я не узнаю партию, которую сам строил. Я больше не считаю своими соратниками людей, которые мне годятся во внуки. Я уверен, что СРП могла бы занимать более гибкие позиции и в перспективе вести Сербию и налево, и направо -- и на Восток, и на Запад. Сейчас же партия отброшена назад в бог знает какие времена. Воислав Шешель перед отлетом в Гаагу в белградском аэропорту поручил мне осуществлять руководство СРП и велел предпринимать для этого все меры, какие я сочту необходимыми. Он мне сказал: «Меня не слушай, в камере Гаагского трибунала мое сознание будет искривлено». С тех пор я остался прежним и действую, исходя из тех же принципов, а вот Шешель ведет себя по-другому.
-- Каковы ваши политические планы?-- Я думаю о создании новой партии. Ее основой может стать созданный в Скупщине новый депутатский клуб «Вперед, Сербия!», в который уже вошли многие мои соратники по СРП. В любом случае я себя и дальше вижу в политике. Я все годы успешно реализовывал программу СРП, и моя будущая политическая деятельность будет основываться на тех же принципах. В истории любого государства бывают моменты, когда власть и оппозиция должны сотрудничать. Однако случаются и более экстремальные ситуации, в которых оппозиция должна поддержать законы, внесенные властями. Сейчас в Сербии сложилась такая ситуация.
Депутаты моей новой группы «Вперед, Сербия!» готовы поддержать любой закон, внесенный правительством, но лишь при условии, если будут приняты наши поправки. Мы готовы продолжать сотрудничать с партиями народно-патриотической ориентации -- такими, как Демократическая партия Сербии бывшего премьера Воислава Коштуницы и «Новая Сербия» Велимира Илича. Мы оппозиционный блок и в состоянии отправить в отставку нынешние власти страны. Но я не вижу возможности продолжать сотрудничество с теми, с кем мы сейчас разошлись.