Вчера на стометровой глубине, под Альпийскими горами на швейцарско-французской границе группа ученых, инженеров, журналистов и разнообразных VIP-персон праздновала знаменательное событие. В 10.28 по местному времени по закольцованной трубе длиной 27 км и стоимостью в миллиарды долларов пошел поток протонов. По часовой стрелке, как отметили все информагентства. А через несколько часов другой пучок таких же протонов полетел против часовой стрелки. Тем самым 10 сентября 2008 года был запущен самый дорогостоящий и самый скандальный проект в области теоретической физики --
Большой адронный коллайдер. Как говорят одни, новое творение физиков-ядерщиков откроет нам тайны Вселенной или, как уверяют иные, уничтожит Землю, превратив ее в очень маленькую черную дыру.
Сразу скажем, что согласно планам ученых вчера черной дыры не предполагалось даже в теории. Апокалипсис в отдельно взятом Большом адронном коллайдере (LHC, или БАК), по прогнозам скептиков, может случиться, если столкнуть два пучка протонов, разогнанных до околосветовых скоростей. Однако до столкновений дело пока не дошло: частицы гоняли по кругу в холостом режиме. Тестировали технику: как работают магниты, охлаждение, не ушел ли вакуум, правильно ли действуют детекторы и т.д. Устраивать катастрофы элементарных частиц начнут позже, после того как удостоверятся, что все системы в порядке. Начало серьезных экспериментов запланировано на 21 октября, а первые важные результаты появятся еще позже, возможно, через год.
Теперь следовало бы начать так: "Как надеются ученые, Большой адронный коллайдер позволит физикам..." и подробно расписать научную программу гигантского ускорителя на ближайшие годы. Но благодаря великолепному пиару про черные дыры и неминуемую гибель человечества, про бозон Хиггса судачат даже бабушки на скамеечках.
В конце концов, что с того, что мы в очередной раз напомним о поисках связанной с гравитационным взаимодействием частицы Хиггса, которая насущно необходима физикам для приведения в порядок современных научных теорий? Или упомянем об изучении суперсимметрии, о теории струн и т.д. Все равно в тонкостях этих научных построений обычный читатель мало что понимает, даже если он хорошо учился в школе и помнит что-то из университетского курса физики. Раз специалистам это важно, то пусть будет коллайдер. Это далеко не самый плохой способ потратить 3,8 млрд долл. (а по некоторым данным, и больше). Когда-нибудь это принесет человечеству какую-нибудь пользу, наверное. А пока физика снова входит в моду, вскоре пойдут первые результаты, доклады, публикации... Кстати, некоторые отрасли народного хозяйства получат быстрый экономический эффект. Например, издательства, специализирующиеся на учебниках и научных журналах, должны значительно увеличить обороты, ведь наверняка придется публиковать уйму больших и малых текстов о новых открытиях.
Однако история со строительством альпийского коллайдера продемонстрировала довольно занятное отношение обывателя к неизвестному. Речь, конечно, о тех самых черных дырах, которые то ли возникнут, то ли не возникнут, то ли, зародившись, быстренько сожрут нашу планету и закусят Солнцем, то ли немедленно испарятся без вреда для окружающей среды. Затеяли скандал, кстати, тоже физики, но не из известных. В Штатах даже кто-то в суд подавал, требуя запретить Большой адронный коллайдер как угрозу человечеству. Строители ускорителя только отмахивались, дескать, "это нонсенс", как заявлял представитель ЦЕРН (Европейской организации ядерных исследований) Джеймс Джиллис.
Доказывать свою правоту никто из сторон, конечно, и не собирается. Раз ученое сообщество в основном сходится на том, что микроскопических черных дыр бояться нечего, придется им верить. Иначе пришлось бы ввести в практику приоритет общественного мнения над научными построениями, что, наверное, излишне. Хотя самый главный мировой авторитет в области изучения черных дыр -- знаменитый британец Стивен Хокинг -- аккурат накануне торжественного открытия коллайдера успел высказать скептическое мнение относительно главной загадки теоретической физики. По его мнению, БАК никакого бозона Хиггса не обнаружит, и Хокинг готов поставить на это сотню долларов.
Впрочем, ставка уж больно несерьезная: что такое сто долларов для великого астрофизика? Даже если таинственный бозон найдется, сумма потеряется, зато будет сделано решающее открытие. А если никакой гравитационной частицы не будет, так тем лучше, считает Хокинг. "Я считаю, что будет гораздо более впечатляюще, если мы не найдем Хиггса. Это покажет, что что-то неправильно, и нам надо будет думать снова", -- заявил астрофизик в интервью радио BBC.
Другими словами, предсказанная частица -- это хорошо, но несколько скучновато. Гораздо интереснее, если все теории не найдут подтверждения, тогда потребуется конструировать физику элементарных частиц с нуля, а это новые задачи, новые открытия и т.д. Поле деятельности для ученых становится куда шире. Стивен Хокинг, тем не менее, отказываясь верить в скорое обнаружение бозона, но на другие возможные результаты работы коллайдера смотрит с большим оптимизмом. Он, в частности, ожидает, что будут найдены суперсимметричные партнеры известных частиц, которые будут "ключевым доказательством теории струн". Из этих суперпартнеров, по мнению астрофизика, может состоять темная материя Вселенной.
Высказывания Стивена Хокинга весьма показательны: он, как и многие другие серьезные ученые, рассматривает Большой адронный коллайдер (да и любую другую экспериментальную установку) только как инструмент для решения интересных загадок мироздания. И чем нестандартнее результаты, тем они интереснее, поскольку нет ничего более скучного, чем предсказуемые вещи. А ради интереса и миллиарды долларов потратить не жалко. Это можно называть сумасбродством, а можно и восхищаться -- это на ваш вкус. И на этом фоне сомнительные гипотезы о странных черных микродырах выглядят действительно скучновато. Обычный страх публики перед загадочными и непонятными физиками, которые в очередной раз собираются раскрутить шарик наоборот.