Время новостей
     N°166, 10 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.09.2008
Плюс Африка
Дорогой евро мешает Airbus строить самолеты в Европе
Европейский авиастроительный концерн Airbus вчера объявил о новых мерах по сокращению издержек и повышению эффективности. Среди этих мер фигурирует частичный перенос производства в Африку.

В 2007 году Airbus, переживавший тогда большие финансовые трудности в связи с неудачным ходом проектирования сразу двух перспективных самолетов -- А380 и А350, принял план оздоровления под названием Power8. Этот документ, разработанный EADS (материнская компания Airbus) при участии правительств Германии и Франции, предусматривает экономию 5 млрд евро в период с 2007 до 2010 года ценой, в частности, сокращения 10 тыс. рабочих мест и продажи нескольких заводов в разных странах Европы.

Вчера Airbus представил профсоюзам, объединяющим его работников, обновленную версию этого плана под названием Power8+. Она предполагает дополнительную экономию 650 млн евро в период до 2012 года. Часть этой суммы (350 млн евро) намечено получить просто за счет того, что мероприятия, ранее запланированные до 2010 года, будут осуществляться на два года дольше. А еще 300 млн евро должна дать, как сказано в документе, «дальнейшая интернационализация проектных и производственных процессов». Глава EADS Луи Галуа расшифровал эту формулировку в интервью французской газете Le Monde. Оказывается, Airbus решил открыть завод по производству авиационных комплектующих в Тунисе. По словам г-на Галуа, там будут «выпускать классические детали и инвестировать во Франции в производство более высокотехнологичных (компонентов. -- Ред.), в частности композитных». Тунисский завод станет первым производственным предприятием Airbus не только в Африке, но и вообще за пределами Европы.

Перевод производства за пределы зоны евро имеет для Airbus принципиальное значение. В эпоху слабого доллара концерн несет большие убытки за счет того, что свои доходы получает в основном в долларах (именно в этой валюте заключаются сделки на мировом авиационном рынке), а расходы несет в евро. В Северной Африке курсы местных валют традиционно ориентируются на доллар. По расчетам Airbus, каждое снижение курса доллара к евро на 1 цент автоматически означает для концерна потерю 100 млн долларов.

Дешевизна местной рабочей силы обещает Airbus дополнительный оздоровительный эффект. «Продвигая интернационализацию, мы обеспечиваем рост, мы приобретаем преимущества более низкой структуры издержек, мы получаем доступ к талантам по всему миру и в то же время поддерживаем занятость и конкурентоспособность в Европе», -- заявил президент Airbus Том Эндерс.

Правда, в политической плоскости весь этот план обещает концерну большие проблемы с профсоюзами и патриотической общественностью тех европейских стран, которые являются его акционерами (Франция, Германия, Испания). Закрывая заводы «дома» и открывая их за границей, концерн становится очень уязвим для обвинений типа «предательства национальных интересов». Очевидно, предвидя, что эта тема обязательно всплывет на переговорах с профсоюзами по поводу Power8+, Том Эндерс заверил вчера, что обновленная версия плана не включает дополнительных сокращений рабочих мест во Франции или Германии.

Акции EADS (которой принадлежит 100% акций Airbus) за вчерашний день подорожали на Франкфуртской бирже на 2,04%.

Михаил КУКУШКИН