|
|
N°167, 11 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер Эктор Зазу
Утром восьмого сентября ушел из жизни один из самых оригинальных европейских музыкантов -- француз Эктор Зазу. Ему было шестьдесят лет, причиной смерти стала болезнь (какая именно, не сообщается), от которой этот значительный музыкант и продюсер страдал долгое время. Из-за болезни в последнее время он даже отменял концерты.
Эктор Зазу из тех людей, которых в меломанской среде называют «культовыми». И один из немногих, кто это народное звание заслуживает в полной мере. Попросту говоря, как продюсер, музыкант и композитор он создал много часов прекрасной, новаторской и разнообразной музыки, сотрудничая с неизвестными этническими музыкантами и мировыми звездами (Брайаном Ино, Дэвидом Гэбриэлом, Рюичи Сакамото, Бьорк, Сюзан Вегой, Джоном Кейлом, Дэвидом Сильвианом, Лори Андерсон, Джейн Биркин, даже Жераром Депердье и многими другими). При этом сам он старался оставаться в тени. Даже фотографий его существует не так много, и чаще всего пол-лица он закрывает или какой-то рыбиной, или катушкой с пленкой, или шапкой...
О нем самом тоже не многое известно. Родился в Алжире в 1948 году. Его отец -- француз, мама -- испанка. Вскоре после рождения Эктора семья перебралась в Париж. Профессиональным музыкантом Зазу стал в середине 70-х: он играл джаз на фортепиано и скрипке. Впоследствии стал играть на синтезаторах, но настоящий «инструмент» Эктора Зазу -- его студия.
Вообще он сочетал три выраженных таланта -- композитора, продюсера и искателя: разыскивая самую странную мировую музыку, работая с африканскими, индийскими, японскими, азиатскими и европейскими музыкантами, он делал из фольклорного материала нечто невообразимое. Для лейбла Питера Гэбриэла Realworld он спродюсировал альбомы тибетской певицы Юнгчен Ламо и узбечки Севары Назархан -- обе работы стали бестселлерами в нише world music. Впрочем, от привычной стилистики world music (этнический мотив, наложенный на попсовый ритм) они так же далеки, как... как от любых других жанров. Все, что делал Эктор Зазу, как будто похоже на некий конкретный музыкальный стиль, но в то же время не похоже ни на что. Всему виной -- его странный, фантазийный и абсолютно узнаваемый звук. Сотрудничество с композитором Харольдом Баддом -- вроде бы минимализм. Но только вроде бы. Другой альбом, Songs from the Cold Seas (Chansones des mers froids), -- вроде бы альбом поп-песен (точнее, песен Севера Европы и России), спетых поп- и рок-звездами: Сюзан Вегой, Бьорк, Джоном Кейлом, Сюзи Сиу (Siouxsie and the Banshees). И опять это ни на что не похоже -- слишком смело, слишком экспериментально, слишком «психоделично». Альбом, к слову, единственный в дискографии Зазу, выпущенный мейджор-лейблом Sony. Любой другой продюсер выжал бы для себя из столь амбициозного проекта все. Но Зазу так и остался словно не узнанным. Вместо того чтобы пожинать плоды славы в компании поп-знаменитостей, продюсер продолжал выискивать фольклорных музыкантов (снова вылепливая из их голосов и мелодий неземные звуковые пространства и сооружения) и сотрудничать с видеохудожниками.
Эктор Зазу выступал в Москве только однажды, и это был клубный концерт. Вообще, насколько известно, он очень интересовался нашей страной и постсоветским пространством, а также придерживался левых взглядов.
Зазу пользовался колоссальным уважением коллег и меломанов, но широкая публика просто не могла его узнать: он не делал простых хитов, и все его альбомы-проекты всегда между стилями и жанрами.
Он все-таки успел записать новый альбом -- In The House Of Mirrors в Индии с индийскими музыкантами. Компания Crammed обещает выпустить его в сентябре, посмертно.
Александр БЕЛЯЕВ