Время новостей
     N°167, 11 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2008
Бином Кудрина
Инновационная экономика не вписывается в финансовую стабильность
Концепция долгосрочного развития России до 2020 года (она же стратегия-2020, она же "План Путина") в увязке с бюджетной стратегией до 2023 года должна быть окончательно доработана в ближайшие полторы-две недели. При этом правительство, несмотря на неоднократное продление сроков, так и не смогло выработать консолидированное мнение по дальнейшей судьбе налоговой системы страны. Министерство финансов не готово пожертвовать ни одним процентом налоговых ставок во имя макроэкономической стабильности. Более того, этот приоритет даже заставил финансовое ведомство замахнуться на святое -- сам инновационный сценарий развития отечественной экономики, курс на который провозгласил, еще будучи президентом, лично премьер-министр Владимир Путин.

Вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин прибыл на заседание бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), чтобы обсудить с бизнес-сообществом проект бюджетной стратегии до 2023 года. Обсуждение как таковое не состоялось. Вице-премьер рассказал, что главным ориентиром бюджетного планирования должна стать макроэкономическая стабильность, а все предлагаемые стратегией-2020 (подготовленной Министерством экономического развития) новации этому угрожают. Как известно, базовым сценарием социально-экономического развития страны до 2020 года признан инновационный. «Я считаю, что этот вариант пока несет в себе угрозу финансово-экономической стабильности. С ним надо еще поработать», -- заявил г-н Кудрин. И с цифрами в руках попытался доказать это. По его мнению, прогнозы роста ВВП, цен на нефть и увеличения собираемости налогов содержат «очень оптимистичные допущения».

Так, по расчетам Минфина, если в 2007 году положительный баланс по доходам и расходам составил 6,1% ВВП, в дальнейшем он начинает сокращаться. В 2010 году он составит 2,7% ВВП, в 2015-м -- 1,9--0,4%. В 2020 году баланс становится отрицательным и даже при росте ВВП на уровне 6% и высоких ценах на нефть станет отрицательным и составит 0,8--1,4% ВВП. В 2025 году при реализации указанного сценария отрицательный баланс составит 1,3--2,4% ВВП, подсчитали в Минфине. При экономическом цикле с меньшим ростом ВВП и более низкими ценами на нефть этот дисбаланс будет на 2--3 процентных пункта ВВП выше, предупредил вице-премьер.

Кроме того, доходы бюджетной системы будут снижаться с 39,8% ВВП в 2007 году до 31,1--32% ВВП в 2025 году. При этом инновационный сценарий предлагает сохранить уровень государственных расходов, которые в 2007 году составили 33,7% ВВП, а в 2025 году предлагаются в объеме 33,3--35,5% ВВП. Единственный выход из ситуации, по убеждению г-на Кудрина, состоит в сокращении государственных расходов при одновременном повышении их эффективности.

Но крупный бизнес не слишком беспокоит вопрос государственных трат. Ему хотелось бы узнать, как и насколько сократятся его собственные издержки за счет возможного снижения налоговой нагрузки. Ничего утешительного на сей счет г-н Кудрин РСПП не сказал. В такой тревожной для макроэкономической стабильности обстановке снижать налоги нельзя. «Суммарный эффект от снижения ставки НДС составит 0, в лучшем случае 0,1% ВВП», -- заявил Алексей Кудрин.

Замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, присутствовавший на заседании, в полемику вступать не стал, решил не накалять обстановку. Но потом все же разъяснил свою позицию. «Снижение НДС как раз и является вкладом в сохранение макроэкономической стабильности. Кроме того, размер ставки НДС -- это вопрос не количества, а качества экономического роста», -- сказал он корреспонденту "Времени новостей". Полную солидарность со своим бывшим подчиненным выразил и помощник президента Аркадий Дворкович. «НДС надо понижать. Это приведет к дополнительному росту экономики и повышению собираемости налога», -- заявил он в среду журналистам. Он убежден, что потери от снижения НДС будут компенсированы в течение двух-трех лет за счет увеличения налоговой базы.

Предложение повысить другие ставки для компенсации выпадающих доходов за счет снижения НДС также не встретило одобрения главы Минфина. По его словам, Минэкономразвития предлагает увеличить ставку нефтегазового трансферта до 4,9% ВВП. «Сейчас это как начать гасить пожар керосином», -- сказал министр финансов, заявив, что это даст существенный прирост инфляции.

Алексей Кудрин даже предложил обсудить предоставление новых льгот и преференций для нефтяного сектора вместо снижения НДС. Но тоже не в ближайшей перспективе, сначала нужно оценить эффект от уже предоставленных нефтяникам послаблений, а затем уже принимать решение о введении новых. «Мы еще не завершили первый этап снижения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, а меня уже спрашивают, как насчет следующего этапа снижения», -- поделился г-н Кудрин. Но признал, что нефтегазовый сектор нуждается в поддержке.

Бизнес готов рассмотреть и такой вариант. «НДС для нас в некотором смысле таран, которым мы должны заставить Минфин положить на стол все варианты по налогам», -- пояснил президент РСПП Александр Шохин. При этом г-н Шохин опасается, что, отказавшись от борьбы за снижение НДС, бизнес в итоге не получит никаких послаблений. «Если не НДС, надо делать что-то другое, но другого чего-то нет», -- заявил он. В результате получается ситуация, когда налоговая нагрузка в лучшем случае сохранится, а в худшем -- будет расти.

«Я так понимаю, окончательное решение будет за политическим руководством», -- заявил журналистам по итогам заседания РСПП Александр Шохин. В ближайший понедельник, 15 сентября, у бизнесменов появится возможность выслушать точку зрения политического руководства в режиме личного общения. Дмитрий Медведев проведет с ними встречу в Кремле.

Вера СИТНИНА