Федеральная антимонопольная служба в очередной раз признала «Газпром» виновным в нарушении правил свободной торговли. Как сообщило ведомство Игоря Артемьева вчера под вечер, еще 2 сентября оно завершило рассмотрение дела в отношении монополии. Концерн, как считают в ФАС, неправомерно отказал в доступе к трубе трейдеру «Транс Нафта», который собирался транспортировать газ для двух ТЭЦ в Татарстане. «Решение по факту злоупотребления доминирующим положением является основанием для наложения штрафа в размере от 1 до 15% суммы выручки правонарушителя на соответствующем рынке за год, предшествующий нарушению», -- говорится в сообщении ФАС. Представитель службы пояснил "Времени новостей", что
решение о величине штрафа будет принято по итогам административного производства, сроки осуществления которого пока неясны. Однако в ведомстве не смогли уточнить, идет ли речь о рынке Татарстана или о внутренних поставках «Газпрома» в целом. Хотя расчетная база для штрафной санкции в этих случаях, как несложно догадаться, различается на порядок. Если считать от оптовой продажи газа в республике, то 1% от оборота составит лишь около 200 млн руб., а в целом по России этот показатель по результатам прошлого года близок к 4 млрд руб. Не говоря уж о том, что 15% от внутренних продаж «Газпрома» формируют астрономическую для российской практики сумму штрафа -- 2,3 млрд долл. по текущему курсу. В нашумевшей истории с похожим делом против «Мечела», когда ФАС наложила оборотный штраф, компании был выставлен счет на 790 млн рублей.
Впрочем, не верится в то, что ФАС, заметно оживившаяся после того, как Владимир Путин летом начал свое премьерство с антимонопольных кампаний на угольном и нефтепродуктовом рынке, доведет дело до реального наказания госкомпании. Служба не раз обвиняла «Газпром» в незаконных ограничениях доступа к трубе, но потом практически всегда проигрывала монополисту в судебных инстанциях. Источники «Времени новостей» на рынке говорят, что зачастую ФАС, имея железные аргументы виновности концерна, была вынуждена уступить, после того как компания, подававшая заявление, отказывалась от претензий. Источник в «Газпроме» убежден, что и на этот раз концерн будет оспаривать решение антимонопольного органа. От официальных комментариев в компании отказались.
Получить комментарии в «Транс Нафте» вчера также не удалось. Источник, близкий к руководству трейдера, сказал «Времени новостей», что признание «Газпрома» виновным именно сейчас, после затишья длиной несколько месяцев, стало полным сюрпризом. А обсуждать последствия такого решения ФАС отказалась, напомнив, что жалобы «Транс Нафты» на «Газпром» ведомство не раз признавало справедливыми. Правда, на процедуры по доступу это никак не влияло.
Следует отметить, что антимонопольная служба реанимировала дело по весеннему заявлению «Транс Нафты» совсем не случайно. Как известно, в конце августа ведомство внесло в Белый дом согласованный со всеми заинтересованными министерствами и службами проект постановления о недискриминационном доступе к газотранспортной системе «Газпрома». Концерн, со своей стороны, представил в правительство таблицу разногласий с предложениями чиновников. Г-н Артемьев в начале сентября говорил, что в течение месяца должно состояться финальное слушание по документу на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, после чего вопрос о свободном доступе к газовой трубе будет вынесен на уровень главы правительства. И обвинение «Газпрома» в злоупотреблении положением собственника газотранспортной системы пришлось как нельзя кстати -- наглядная агитация в поддержку инициативы ФАС, которой до сих пор не удавалось перевесить административные возможности «Газпрома».
Само дело было возбуждено еще 16 апреля и с тех пор лежало в столе. Суть его проста и очень характерна для «серой» части российского рынка газа. «Транс Нафта» закупает газ у некоторых российских производителей, независимых от «Газпрома» на скважине. Затем договаривается с потребителем о поставках и подает заявку на получение разрешения на транспортировку газа по трубе концерна. В данном случае покупателем выступал другой трейдер (некое ООО «Газэнергокомплекс»), который должен был получить газ на выходе из системы «Газпрома» в Татарии и перепродать его Набережно-Челнинской и Нижнекамской ТЭЦ (входят в ОАО «Генерирующая компания», бывшая «Татэнерго»). Сначала, как сообщает ФАС, «Транс Нафта» подала заявку на 268,08 млн кубометров, затем увеличила ее еще на 500 млн кубометров в течение 2008 года. По информации «Времени новостей», в 2007 году под аналогичный контракт с «Газэнергокомплексом» трейдер доступ получил и газ поставил. Но в этот раз монополист отказал в доступе, «сославшись на то, что «Транс Нафта» не указала объем поставки газа конкретным потребителям, а также на несоответствие топливного режима Набережно-Челнинской ТЭЦ фактическому газопотреблению, что, по мнению «Газпрома», может привести к невыборке газа и его оседанию в ГТС», говорится в пресс-релизе антимонопольной службы.
ФАС сочла эти аргументы надуманными. «Как было установлено в рамках дела, указанный «Транс Нафтой» к транспортировке и поставке объем газа (768,08 млн куб. м) как по отдельным заявкам, так и в совокупности не превышает топливный режим, установленный для Набережно-Челнинской ТЭЦ, а в заявках «Транс Нафты» были указаны места сдачи газа потребителю», -- говорится в заключении ведомства. Более того, в 2006 и 2007 годах «Газпром» при аналогичных обстоятельствах уже предоставлял доступ Русской газовой компании (аффилирована с «Транс Нафтой») в объеме до 1,2 млрд кубометров и до 683,4 млн куб м соответственно для транспортировки и поставки газа в адрес Нижнекамской и Набережно-Челнинской ТЭЦ.
Газ поставляется и в 2008 году, только «Транс Нафта» была вынуждена продать его «Газэнергокомплексу» на входе в систему. Тот получил разрешение на транспортировку газа до Татарстана, а конечным поставщиком («посредником на последней руке») выступило ЗАО «Татгазинвест», которое на 51% принадлежит «дочке» «Газпрома» -- «Межрегионгазу», а на 49% правительству республики. В итоге контракт между «Газэнергокомплексом» и «Транс Нафтой» был реализован, но за счет входа в схему «Татгазинвеста» суммарная маржа трейдеров была в итоге поделена на троих (а не на двоих). Вопрос, почему столь внушительный объем газа не поставляется напрямую добывающей компанией (в данном случае это, скорее всего, было сырье «Роснефти») крупному потребителю (ОАО «Генерирующая компания»), а маржа трейдеров ложится тяжким грузом на плечи конечных потребителей газа и электроэнергии, пока остается без ответа. Но в полной мере характеризует особенности газового бизнеса в России.