В то время как уже сегодня Россия может обменяться с Южной Осетией и Абхазией нотами об установлении дипломатических отношений на уровне посольств (переговоры об этом в Москве проведет глава МИДа Сергей Лавров со своими коллегами Муратом Джиоевым и Сергеем Шамбой), ближайший российский союзник --
Белоруссия -- не торопится с признанием независимости этих республик. Вчера белорусский президент Александр Лукашенко прямо заявил, что вопрос об этом будет рассмотрен не раньше октября. Ведь это должен решать белорусский парламент, а его все равно переизберут на парламентских выборах, первый тур которых намечен на 28 сентября, а второй может состояться через две недели. Так что сессия нового парламента состоится не раньше чем в октябре.
«Придет время, и мы рассмотрим этот вопрос в Белоруссии. Рассмотрим так же, как это сделала Россия, -- в парламенте. Думаю, что наши депутаты, которых мы через несколько дней избираем, обратятся к этому вопросу. Замолчать и промолчать мы не имеем права. Это нечестно по отношению к Абхазии, аналогично с Южной Осетией», -- заявил Лукашенко на пресс-конференции для российских региональных СМИ.
На сегодня Белоруссия оказалась единственной страной региона, заявившей о намерении рассмотреть вопрос о признании Сухуми и Цхинвали. Однако сделано это было после нескольких напоминаний со стороны России о том, что Минск и Москва вместе строят союзное государство. Тем не менее, по мнению Лукашенко, Москва должна высоко оценить этот шаг: «В контексте событий на Кавказе видно, почему Белоруссию нельзя было включать в состав России... Россия потеряла бы союзника и субъекта международного права... События на Кавказе подтвердили это, и многие политики тихо говорят, что я был прав». Белорусский лидер не уточнил, о ком идет речь.
Президент Белоруссии дал понять, что Москва, ожидая поддержки от Минска по кавказскому вопросу, сама ведет себя не так, как подобает союзнику: «Зачем вы загоняете нас неизвестно куда по этим энергоносителям?.. Таким образом мы можем быть вытолкнуты с торгово-экономического поля России». Он пояснил, что из-за большого роста цен на нефть и газ белорусские товары теряют конкурентоспособность на российском рынке, который сегодня является для них основным. Лукашенко отметил, что западные страны оказались более надежными партнерами для своих союзников: «Хуже не придумаешь, что сотворил Саакашвили для Америки, для себя, для всего мира. Но американцы его не бросили... Заявили, что миллиард долларов дадут. Заявили, а миллиард уже привезли. Вот так надо с союзниками поступать... России надо четко определиться: вот друзья, родные, близкие, а вот соперники или, если есть, враги. И чтобы мы, те, кто небезразличны к России, четко знали, чего хочет Россия».
Минск начал диалог с Западом вскоре после начала конфликта между Москвой и Тбилиси. Толчком потепления отношений стало освобождение в августе трех последних белорусских политзаключенных. Ответные шаги западных стран не заставили себя ждать. На прошлой неделе Вашингтон смягчил санкции в отношении белорусских предприятий, а Евросоюз пообещал обсудить вопрос об отмене визовых и финансовых ограничений в отношении высокопоставленных представителей Минска. Лукашенко пообещал, что налаживание отношений с ЕС и США не будет происходить в ущерб дружбе с Россией, даже наоборот: «Мы в соответствии с доктриной внешней политики не собираемся ни с кем ругаться. Мы -- мост между Западом и Востоком». Президент республики признал наличие угрозы, связанной с размещением элементов американской системы противоракетной обороны в Европе. Он заверил, что Минск и Москва пока не ведут переговоры о размещении в Белоруссии ядерного оружия и дополнительных систем противовоздушной обороны.
«Эти заявления подтверждают, что Минск будет продолжать маневрировать между двумя центрами силы. Белоруссия не хочет попадать в еще большую зависимость от России и вместе с тем не готова выполнить все условия Запада по демократизации», -- сказал «Времени новостей» независимый белорусский политолог Александр Класковский. Обещание рассмотреть вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии новым составом парламента, по мнению эксперта, продиктовано желанием выиграть время: «Лукашенко не дал никаких конкретных обещаний. Голосование состоится уже после выборов, которые должны стать важным этапом с точки зрения развития диалога с ЕС и США. К моменту обсуждения в парламенте вопроса о суверенитете Сухуми и Цхинвали диалог с западными странами, скорее всего, уже наберет инерцию. Минск продолжает политику, которая позволяла некоторым странам лавировать на международной арене годами и десятилетиями».