Проведение переговоров в разы дольше запланированного времени становится доброй традицией встреч российского президента Дмитрия Медведева и его французского коллеги Николя Саркози. Вместо положенных по протоколу полутора часов они вчера прообщались четыре с половиной. Зато вышли к порядком уставшим от ожидания журналистам с тремя новыми пунктами, дополняющими и разъясняющими те шесть базовых принципов,
которые лидеры двух стран согласовали 12 августа.
Итак, Россия обязуется вывести войска с территории Грузии, прилегающей к Южной Осетии и Абхазии, а Евросоюз отныне выступает гарантом неприменения силы со стороны Грузии. Кроме того, Россия соглашается на присутствие международных наблюдателей ЕС в количестве не менее 200 человек. Правда, только на территории Грузии в российском понимании этого слова.
Николя Саркози на этот раз приехал в Москву не один, а в сопровождении председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы. Впрочем, они свое мнение по вопросу озвучили лишь во время переговоров. На пресс-конференции г-н Баррозу скромно стоял за спиной Николя Саркози, а г-на Солану удалось увидеть лишь мельком, когда он в составе делегации заходил в здание.
Москва обязуется в течение недели вывести все российские миротворческие силы с пяти наблюдательных постов от Поти до Сенаки включительно, а в течение 10 дней вернуть всех российских миротворцев на линию, предшествовавшую началу боевых действий. Де-факто это означает, что вывод российских войск с территории Грузии пока осуществлен не полностью. В свою очередь, грузинские вооруженные силы должны вернуться в места дислокации не позднее 1 октября. То есть и они пока еще не вернулись туда, где уже, по плану, должны были бы находиться.
Впрочем, выполнять упомянутые пункты Россия будет только при условии подписания 8 сентября юридически обязывающих документов с гарантиями неприменения Грузией силы против двух юных государств. Добывать подпись у грузинского президента Михаила Саакашвили Николя Саркози направился прямо из подмосковного замка Майендорф. Однако в Москву он уже прибыл не с пустыми руками. Президент Франции привез Дмитрию Медведеву письмо от грузинского лидера, в котором тот дает обязательство не применять силу против двух республик. Теперь французскому лидеру предстоит заручиться подписью г-на Саакашвили на документе, имеющем большую силу, чем частная переписка, пусть даже и на уровне первых лиц государства.
Одним из главных итогов вчерашних встреч стало согласование начала международного переговорного процесса по статусу Южной Осетии и Абхазии. Он начнется 15 октября в Женеве. В частности, будут обсуждаться пути обеспечения безопасности и стабильности в регионе, а также вопрос
о возвращении грузинских беженцев в Южную Осетию и Абхазию. Кроме того, подчеркнул г-н Медведев, может обсуждаться любой другой вопрос, внесенный с обоюдного согласия сторон.
Таким вопросом, без сомнения, станет обсуждение статуса Южной Осетии и Абхазии. «Раз мы назначаем международное обсуждение, значит, нам есть, что обсуждать», - заявил французский президент. «Нас это обнадеживает», - немедленно откликнулся Дмитрий Медведев, интерпретировав эту реплику как согласие с тем, что Москва не отзовет назад
признание независимости грузинских аклавов.
Г-н Медведев вообще вчера потратил немало сил, чтобы убедить собравшихся в том, что слухи о возможности убедить Россию пойти на попятный, беспочвенны. «Мы для себя выбор сделали. Этот выбор является окончательным и бесповоротным. Наше решение носит безотзывный характер», - заявил он, и особо подчеркнул, что «акт признания состоялся: с точки зрения международного права, имея в виду теорию возникновения государств, два новых государства возникло». Он также сообщил, что Россия уже подготовила соглашение об установлении дипломатических отношений с Абхазией и Южной Осетией. «Будут и другие соглашения, по которым мы будем оказывать им экономическую, гуманитарную и военную поддержку», - добавил он, сделав ударение на последнем виде поддержки.
Николя Саркози, со своей стороны, стал объяснять, что Евросоюз своей позиции не меняет. «Не России определять новые границы Грузии», - вспылил он в ответ на очередной вопрос журналистов на эту тему. Но сразу же поправился. «Не мне обсуждать позицию России. Я не могу выступать от имени России. Я говорю от имени Евросоюза», - сказал г-н Саркози.
Говоря о военных действиях России на территории Грузии, г-н Саркози повторил известный тезис о том, что «Евросоюз осуждает непропорциональную реакцию Россию», однако на этот раз счел нужным его разъяснить: «Но если мы говорим о реакции, значит, было действие эту реакцию вызвавшее».
«Решение Евросоюза, касающееся произошедшего кризиса, в целом является достаточно сбалансированным, если иметь в виду, что присутствовали гораздо более экзотические точки зрения, я бы даже сказал экстремистские, которые призывали к странным санкциям, к другим действиям в отношении России. Позиция выглядит вполне разумно и компромиссно», - в свою очередь, отметил г-н Медведев. По его словам, в ЕС, тем не менее, не вполне точно понимают обстоятельства произошедшего. «В этом я вижу дополнительные ресурсы для того, чтобы нам разъяснять свои мотивы нашим европейским коллегам», - надеется г-н Медведев.
Похоже, главной стороной противостояния для России остаются Соединенные Штаты. Вчера Дмитрий Медведев прямо обвинил Вашингтон в организации грузинской агрессии. Он напомнил и о
новых принципах российской внешней политики. «В качестве второго важнейшего принципа я назвал принцип отказа от однополярности и о недопустимости доминирования любых государств на международной арене, попыток решить все вопросы за мировое сообщество, как бы не назывались эти государства. Даже самые большие и уважаемые страны, такие как Соединенные Штаты Америки, не вправе определять правила игры для мирового сообщества. Для этого есть специальные институты - ООН, региональные организации, и они-то и должны внести свой вклад», - заявил г-н Медведев. Он по сути открыто назвал Америку виновником локальных военных конфликтов. «Система международной безопасности дала сбой в кризисных ситуациях именно в силу свой однобокости и однополярности, именно в силу желания решить возникающие кризисы за счет навязанных решений, за счет тех решений, которые принимались с подачи одного государства», - заявил Дмитрий Медведев.
«Хотелось одному гражданину сильно вооружиться, он вооружился, армию себе раскормил довольно здоровую, и захотел решить старую сложную проблему, носящую исторический характер, одним движением, за счет использования вооруженной силы, - так президент продолжил традицию последних недель саркастически отзываться о г-не Саакашвили. - Получил на это благословение одного государства. Предпринял идиотскую выходку. Погибли люди».
Но не меньшая вина, по мнению российской власти, лежит не на грузинском, а на американском президенте. «Я сейчас не беру в расчет как это было сделано - в форме прямого указания или молчаливого одобрения, но у меня нет никаких сомнений, что так и было», - заявил Дмитрий Медведев. По его словам, «именно это и есть пример решений, основанных на однополярном мире, когда есть уверенность, что за тобой кто-то стоит, кто поможет тебе разобраться, если сил не хватит». «Надо прилично себя вести. Надо действовать в рамках международного права. Тогда все будет нормально», - посоветовал г-н Медведев.
Ответ Вашингтона не заставил себя ждать. Вчера Джордж Буш отозвал из Конгресса
соглашение с Россией о сотрудничестве в области мирного атома, подписанное совсем недавно-- 6 мая 2008 года.
Поручение правительствам двух стран начать переговоры с целью заключения соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии было зафиксировано в совместном заявлении президентов Владимира Путина и Джорджа Буша, принятом 15 июля 2006 года на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. На российском топливе работают почти половина американских АЭС. Однако ограничения на поставку урана в США начали действовать еще во времена Советского Союза. Сложности начались в 1991 году, когда Россия поставила на мировой рынок, в том числе и американский, большое количество природного урана. В результате цены упали, была начата антидемпинговая процедура и на Россию были наложены торговые ограничения.
Российская урановая продукция имеет беспошлинный доступ в США только через американского монопольного агента-посредника - корпорацию USEC - в рамках соглашения, действующего до 2013 года. Еще в 2006 году глава Росатома Сергей Кириенко начал переговоры с представителями ядерной отрасли США с целью обеспечить прямой доступ российского "Техснабэкспорта" к американским потребителям, исключив из процесса USEC начиная с 2011 года. Американский суд признал обогащение урана не продуктом, а услугой, которая не может являться предметом антидемпингового расследования.
В начале 2008 года американская ядерная корпорация USEC согласилась приостановить антидемпинговое расследование против поставок российского урана, которое ведется в США с начала 1990-х годов. Если бы соглашение было ратифицировано Конгрессом США, в 2011 году антидемпинговая заградительная пошлина в 112 процентов, введенная министерством торговли США из-за расследования, перестала бы действовать, а компания "Техснабэкспорт" смогла бы напрямую поставлять уран потребителям в США.
С Евросоюзом такой жесткости в отношениях нет. Даже недавнее решение Евросоюза приостановить работу над новым соглашением о партнерстве между Россией и ЕС катастрофой в глазах российского президента не является. «Решение о приостановке работы над соглашением, как минимум, носит спорный характер, но в любом случае само по себе это решение не нанесет какого-то колоссального вреда российским интересам», - полагает г-н Медведев. Между тем, как заявил вчера Николя Саркози, при успешном выполнении намеченного им с Дмитрием Медведевым плана Евросоюз сразу же возобновит переговоры о новом соглашении с Россией.
После переговоров в Москве Николя Саркози в компании Хавьера Соланы и Жозе Мануэла Баррозу вчера поздно вечером прилетели в Тбилиси. Их ждали раньше, но опоздание было неминуемо в виду затянувшихся переговоров в российской столице.
«Мы ждем четких оценок по поводу продолжающейся оккупации Грузии российскими военными, а также решений по выделению финансовой помощи для восстановления нашей экономики», - заявил «Времени новостей» первый вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани. За несколько часов до визита европейских посредников правительство Грузии распространило заявление, что 7 сентября ее воздушное пространство было нарушено военными самолетами России на направлениях Цхинвали и Шатили. Тбилиси уверяет, что самолеты в течение 45 минут вели разведку. Москва это опровергла.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси