Совладелец одного из крупнейших продавцов сотовых телефонов компании «Евросеть» Евгений Чичваркин вчера был допрошен в стенах Следственного комитета при прокуратуре России (СКП). В качестве свидетеля он дал показания
по делу о контрабанде мобильных телефонов, которое расследуется уже больше трех лет, а также по недавно возбужденному делу в отношении сотрудников своей компании -- вице-президента по безопасности и юридическому обеспечению Бориса Левина и заместителя начальника службы безопасности Андрея Ермилова. На прошлой неделе Басманный райсуд Москвы выдал санкцию на их арест по подозрению в похищении человека, вымогательстве денег и самоуправстве по отношению к другому бывшему сотруднику фирмы -- экспедитору Андрею Власкину.
После беседы со следователем г-н Чичваркин не стал рассказывать, на какие именно вопросы ему пришлось отвечать, пояснив, что «не хочет каким-либо образом повлиять, чтобы была испорчена судьба сотрудников». Кроме того, бизнесмен отметил, что дал подписку о неразглашении хода предварительного расследования.
«Я пытаюсь передать ту боль и обиду, почему сотрудники, которые юридически обеспечивают большую созидательную компанию, находятся в заключении, тогда как мошенник находится на свободе, и почему следствие приняло его версию», -- пояснил бизнесмен. При этом он отметил, что со своей стороны «Евросеть» оказывает следствию всю необходимую помощь. «Я дополнительно попросил сотрудников все документы показывать, являться, работать со следствием», -- сказал г-н Чичваркин.
Вместе с тем бизнесмен дал понять, что компания не намерена безучастно наблюдать за происходящими вокруг нее событиями. По словам г-на Чичваркина, «Евросеть» в ближайшее намерена подать запрос в правоохранительные органы, чтобы выяснить, на какой стадии расследования находится уголовное дело в отношении Власкина, возбужденное в 2003 году по факту кражи крупных партий мобильных телефонов на сумму более 20 млн руб. Кроме того, компания уже готовит иск по факту клеветы Власкина в адрес «Евросети», который в ближайшее время будет подан в суд.
В свою очередь адвокат г-на Чичваркина Юрий Гервис пояснил, что его клиент допрашивался следствием «исключительно в качестве свидетеля в рамках дел о контрабанде мобильных телефонов и дела в отношении гг. Левина и Ермилова, однако повторные допросы в качестве уточнений не исключены». По словам защитника, следствие в основном интересовал механизм поставок сотовых телефонов в компанию «Евросеть». «Г-н Чичваркин не стал пользоваться ст. 51 Конституции (дающей право не свидетельствовать против себя. --
Ред.) и ответил на все поставленные следствием вопросы, насколько позволяла его осведомленность, -- сказал «Времени новостей» г-н Гервис. -- Пока никаких других следственных действий не проводилось и, насколько я знаю, не планируется. Что касается уголовного дела в отношении Власкина, то оно в данный момент находится у следователя СКП, но мы пока не знакомились с ним, поэтому что-то говорить преждевременно».
Как уже сообщала газета «Время новостей», скандал с обысками в «Евросети» и последующим задержанием двух топ-менеджеров компании -- Бориса Левина и Андрея Ермилова -- разгорелся 2 сентября. Сначала сотрудники СКП и управления «К» МВД нагрянули в офис «Евросети» в Бумажном проезде, 14, где изъяли финансовую информацию и электронные носители в кабинетах гг. Левина и Ермилова, а также юристов и сотрудников службы безопасности компании. Как выяснилось, во время обыска г-н Левин уже находился в СКП, куда был вызван повесткой на допрос в качестве свидетеля. Замначальника службы безопасности компании г-на Ермилова, курирующего московский регион, задержали в офисе сразу же после обыска и также доставили в СКП для дачи показаний. При этом следователи предъявляли постановления на проведение следственных действий в рамках старого уголовного дела о контрабанде мобильных телефонов.
Возбуждено оно было Следственным комитетом (СК) при МВД еще в 2005 году, потом приостановлено, а несколько недель назад, как выяснилось, «реанимировано» уже СКП. Лишь на следующий день, 3 сентября, выяснилось, что топ-менеджеров задержали не по «контрабандному» делу, а совсем по другому, связанному с событиями еще пятилетней давности. Основанием для этого стало заявление от бывшего экспедитора «Евросети» Андрея Власкина, который был вызван в СКП в конце августа для дачи показаний по вновь открывшимся обстоятельствам «контрабандного» дела.
Он рассказал, что в 2003 году был уличен службой безопасности компании в хищении партий мобильных телефонов, чем причинил ущерб на 20 млн руб. Руководство «Евросети» тогда сообщило об этом в правоохранительные органы, которые возбудили уголовное дело по факту кражи. Однако экспедитор скрылся от следствия и был объявлен в розыск. Но сотрудники службы безопасности «Евросети», по версии следствия, нашли Власкина в его родном Тамбове раньше милиции, привезли его в Москву и сняли для него квартиру, где круглые сутки караулили, чтобы он не сбежал вновь. При этом в ходе неоднократных бесед была достигнута договоренность, что Власкин возместит ущерб компании, после чего заявление из милиции будет отозвано. Чтобы избежать уголовного преследования, экспедитор продал несколько машин и недостроенный коттедж в Подмосковье, после чего «Евросеть» выполнила свою часть условий, и уголовное дело о хищении телефонов в результате подписанного мирового соглашения было прекращено.
Однако спустя пять лет экспедитор почему-то решил «расширить» показания, написав в СКП заявление, в котором сообщил, что в 2003 году он был не просто найден, а именно похищен сотрудниками службы безопасности «Евросети», которые вымогали у него деньги за похищенные телефоны. В результате 2 сентября СКП возбудил в отношении гг. Левина и Ермилова новое дело -- о похищении человека, вымогательстве и самоуправстве.
По поводу появления этого дела г-н Чичваркин ранее уже пояснял, что после выявления «группы, совершавшей хищения сотовых телефонов, было совершено нападение на сотрудника отдела учета «Евросети» Дмитрия Канунникова, обнаружившего хищения». «Канунникову были нанесены ножевые ранения, -- сказал г-н Чичваркин. -- Со стороны службы безопасности компании, возможно, было допущено самоуправство в отношении Власкина, но его никто не похищал и ничего у него не вымогал. В начале 2004 года контакты с ним прекратились, так как с двух сторон не было претензий. И вдруг такой поворот».