|
|
N°165, 09 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обезьянья тактика
В баварской деревушке прошел фестиваль современного искусства
Завершил работу международный фестиваль видеоарта в Мюнхене. Правда, не в большом Мюнхене, столице Баварии, а в маленьком тезке, тоже баварском -- поселке в горах недалеко от границы с Чехией. Неподалеку остатки какого-то монастыря чуть ли не романской архитектуры, фахверковый дом XVII века, но в целом культурная история маленького Мюнхена практически нулевая.
Изменить эту ситуацию решила художница Биргит Рамзауэр из Нюрнберга. Некоторое время назад она и ее муж, компьютерщик Лотар Симон, построили здесь себе жилище. В напоминающем дощатый сарай минималистическом сооружении есть вместительная мастерская и просторная гостиная, легко превращающаяся в кинозал при помощи дощатых ставень и других затемняющих средств. Дом и задумывался не только как убежище от шума городского, но и как место встречи видеохудожников и перфомансистов. Перфомансом и видео занимается сама хозяйка. Биргит Рамзауэр работает в основном в Германии и США. Она не раз представляла свое творчество и в России -- персональная выставка в галерее Гельмана, участие в фестивале «Кукарт» Юрия Соболева и Форуме творческих инициатив Юрия Никича. Заведя дом в маленьком Мюнхене, Биргит дополнила свою художническую практику кураторской работой. В горной деревушке она второй год проводит международный мюнхенский арткинофестиваль AFFE (Art-Film Festival). Во втором мюнхенском кинофестивале участвовал и автор этих строк.
AFFE (аббревиатура английского названия фестиваля) по-немецки значит «обезьяна». Деревенский фестиваль в точном соответствии с «обезьяньим» названием пародировал ритуалы больших кинособраний. Всем участникам была разослана просьба привезти с собой gala-clothes. На открытии были красный ковер, смокинги, факелы, шествие гостей под вспышками местных папарацци.
Впрочем, иные выбивались из торжественно-черной гаммы. В каком-то экзотически-вязаном балахоне и пестрой шапочке на седых кудрях, дополненных белоснежной длинной бородой, прошествовал восьмидесятилетний ветеран авангарда из Америки, друг Джона Кейджа, Нам Джун Пайка и многих, многих других гуру ХХ века, организатор первого «Вудстока», поэт-перфомансист Герд Стерн. Он и выступил на открытии, оглашая кинозал самым высокопробным басом. Затем был показан старый немецкий рисованный фильм «Мюнхенец на небе». Его название стало темой нынешнего фестиваля, что продолжило тему прошлогоднюю -- «Один день в Мюнхене». Так идет «окультуривание» места, прежде отсутствовавшего на карте современной культуры, чье название, однако, вызывает множество ассоциаций. Правда, «не тех», но это рождает драйв.
AFFE -- фестиваль-мастерская, где общими усилиями творится новое произведение. Главная цель не столько обмен информацией и личными достижениями, сколько опыт творческого общежития. Осуществление, пусть на короткий срок, коллективистской утопии в обстановке всеобщей индивидуалистической соревновательности.
В первый день работы AFFE каждый участник рассказывает о себе. Самым колоритным из презентантов, конечно, был все тот же Герд Стерн, показавший видеодокументации своих перфомансов в Музее Уитни и Центре Жоржа Помпиду. В его речитативах-камланиях, сочетающих семплированный голос с живым, разложение слов на слоги и звуки перемежается чтением наивных двустиший и провоцирующими интерактивность обращениями к публике. Диапазон ассоциаций бескрайний, что и неудивительно для уроженца Германии, бежавшего в 1936-м в США, специалиста по определению кошерности сыра, в юности увлекавшегося дадаизмом, потом сдружившегося с Маршаллом Макльюеном, а затем еще и поселившегося на Ямайке. (Потому на шее растаманский амулет из редкой породы дерева.)
Биргит Рамзауэр энергично двигалась, наклеивая одну за другой полосы своего фирменного желтого скотча на экран, куда проецировался видеорассказ о перфомансах художницы на месте бывшей Берлинской стены. Художница из Берлина Теа Херольд показывала акционистские рисунки-каллиграфии и видеозаписи поэтических акций. Паскаль Грау представила запись перфоманса: она чуть ли не месяц сооружала себе костюм из настоящих куриных яиц, а потом, нарядившись в него, рухнула в фонтан родного Базеля -- яйца поотрывались и расплылись во все стороны. Музыкант и видеохудожник из Лукки Стефано Джаннотти работает прежде всего со звуком. Главное в его фильмах -- саундтрек. Картинка только помогает понять многозначность звука как объекта -- обычно бывает наоборот. Напротив, фильмы Маркуса Крайсса (Париж--Кельн) автор определяет как живопись. Эти красивые, эротичные, очень с замедленным движением фильмы демонстрируются семь дней в неделю 24 часа в сутки на телевизионном канале, специально для того созданном. Роберт Шуман (sic!) из Нюрнберга показал документальный фильм на крайне грустную тему -- похороны совершенно одинокого человека; получилась социально-поэтическая зарисовка-исследование. И наконец, я рассказал о своих комиксах и перфомансах и показал видеоклип-вальс «Урок рисования» -- об общении с австрийскими коровами прошлым летом.
Следующий этап -- создание совместного фильма на тему «Мюнхенец на небе». Или «Мюнхенец в раю»? «У немцев нет разных слов для heaven и sky, -- сокрушался Герд Стерн. -- У них все называется himmel. С учетом всех смысловых оттенков упор делался не на метафизическом, а на предметном аспекте. Было предложено что-то снять или сняться самому с зеркалом, в котором отражается небо. Я выстроил все имеющиеся в доме зеркала на поросшем травой пандусе, и, ползя по нему (этакая улитка на склоне -- улитками просто кишит высокая трава нашего Мюнхена), все эти зеркала «сожрал». Еще я что-то прокричал для Роберта, спел для Стефано. Потом Стефано попросил спеть всех вместе, но каждый должен был петь что-то свое. Получилась замечательная какофония».
В чем смысл этой какофонии и других странных телодвижений участников, должен будет продемонстрировать общий фильм, смонтированный из индивидуально отснятых видеоматериалов. «Один день в Мюнхене», фильм, суммирующий видеоопыты AFFE-2007, сталкивая два Мюнхена и -- метафорически -- большой Арт с малым, ставит вопрос о равноправии «большого» и «малого». Не только в искусстве. Но в искусстве прежде всего. Особую преданность искусству продемонстрировали зрители, пришедшие на выездную сессию AFFE на Нюрнбергском летнем арткинофестивале, аналоге московского «Пусто». Проливной дождь начался минута в минуту с просмотром (под открытым небом!) и прекратился, как только закончилась демонстрация фильмов. Но никто из нескольких десятков зрителей (для западноевропейского города средней величины это совсем не мало) в бегство не обратился. Дело, конечно, не только в фирменных оранжевых зонтах с логотипом фестиваля, что получили гости. Была явлена истинная стойкость, на которой и держится настоящее искусство, невзирая на то, сколь ограничены его средства и малы центры, предоставляющие приют. Из блеска и стойкости выбираем стойкость.
Георгий ЛИТИЧЕВСКИЙ, Мюнхен--Москва