Время новостей
     N°164, 08 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2008
AirUnion не стоит самого себя
Маршрутная сеть и принадлежащая государству часть активов авиационного альянса AirUnion до конца сентября перейдет под управление авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз". Компании -- члены AirUnion, скорее всего, будут ликвидированы. Вместе с тем банкротить их новые собственники -- госкорпорация «Ростехнологии» и столичное правительство -- не хотят. Однако путь вывода авиаальянса из кризиса представляется весьма туманным, поскольку совокупный долг компаний-членов превышает оценочную стоимость их активов. Также не определено соотношение долей совладельцев в капитале большой авиакомпании, создаваемой согласно поручению правительства на базе AirUnion, «Атлант-Союз», ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток-Авиа» (см. «Время новостей» от 5 сентября).

Гендиректор авиакомпании «Атлант-Союз» Алексей Меницкий в пятницу сообщил журналистам, что входящие в AirUnion компании «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Самара» и «Красэйр» проживут еще чуть больше трех недель. «30 сентября решением «Росавиации» свидетельства эксплуатантов у этих компаний будут приостановлены», -- сказал он.

Глава «Росавиации» Евгений Бачурин был немного менее категоричен, но в целом подтвердил мнение г-н Меницкого, что компании -- члены AirUnion не жильцы. «По всем авиакомпаниям альянса имеются заключения, что они не соответствуют сертификационным требованиям. Их можно остановить хоть сегодня, но мы этого делать не будем», -- цитирует г-на Бачурина Интерфакс. Глава «Росавиации» сообщил, что окончательное решение по этому поводу появится на этой неделе.

Маршрутная сеть AirUnion будет передана «Атлант-Союзу» на этой же неделе, сказал г-н Меницкий. Уже вчера все рейсы альянса перевели из Домодедово, откуда они раньше выполнялись, во Внуково -- базовый аэропорт «Атлант-Союза». Между двумя воздушными гаванями будут пущены бесплатные автобусы для перевозки запутавшихся и потерявшихся пассажиров. Г-н Меницкий сказал, что рассматривается идея перенести все рейсы альянса на час или два, чтобы люди, приехавшие по ошибке не в тот аэропорт, все же смогли бы догнать свой самолет.

Гендиректор «Атлант-Союза» отметил, что парк попавших в кризис компаний будет передан его фирме лишь частично. «Нам надо посмотреть техническое состояние самолетов, вероятно, не весь флот мы будем использовать. В перспективе займемся планированием нового парка», -- сказал он.

Банкротить AirUnion новые собственники не хотят. Об этом заявил в пятницу первый вице-мэр Москвы Юрий Росляк, а замглавы «Ростехнологий» Алексей Алешин сообщил, что госкорпорация уже выделила AirUnion 100 млн долл. и начала переговоры о реструктуризации миллиардного (в долларах) долга альянса.

«Мы еще не настолько богаты, чтобы через процедуру банкротства проводить оздоровление... Это неизбежное падение перевозок, потеря кредиторов», -- сказал г-н Росляк. Впрочем, только будущее покажет, достаточно ли Москва и «Ростехнологии» богаты, чтобы вытащить из долговой ямы альянс с фактически отрицательной стоимостью активов. В прошлом году, при подготовке объединения трех вышеперечисленных компаний -- членов AirUnion, а также двух полностью частных («Сибавиатранс» и «Омскавиа») «Росимущество» оценило их совокупную стоимость в 7,52 млрд руб., включая 4,36 млрд руб. государственных активов. Это значительно меньше, чем нынешний долг альянса (примерно 25 млрд руб.). Кроме того, надо учитывать, что «Сибавиатранс» и «Омскавиа» продолжают оставаться у прежних владельцев. Стоимость этих компаний, пусть и относительно скромных, еще предстоит вычесть из суммы активов, передаваемых в новую «большую авиакомпанию» по поручению правительства.

Вообще, оценка активов этой «большой» компании, у которой еще пока нет даже имени, обещает стать трудной и потенциально конфликтной задачей. Г-н Росляк в пятницу подчеркнул, что столичное правительство рассчитывает на «значительный» пакет акций этой новой компании, позволяющий участвовать в управлении ею. Между тем «Атлант-Союз» по своему рыночному весу значительно уступает другим компаниям, передаваемым в новое объединение. Хотя оценить соотношение этих удельных весов пока можно лишь весьма приблизительно. Крупнейшая из упомянутых в правительственном плане компаний -- ГТК «Россия» -- занимает третью строчку в рейтинге отечественных авиапредприятий по числу перевезенных пассажиров. «Атлант-Союз» следует за ней с большим отрывом на девятом месте. «Россия» имеет парк в 70 магистральных лайнеров, AirUnion в совокупности -- около 110 (правда, возраст и техническое состояние этих самолетов весьма различно, что и предопределяет осторожное отношение к ним г-на Меницкого). «Атлант-Союз» может похвастаться всего 15 пассажирскими самолетами.

Как известно, правительственный план подразумевает передачу «Ростехнологиям» контрольного пакета акций новой компании. Но с учетом всех госкомпаний, передаваемых в новое объединение, доля «Ростехнологий» в его капитале обещает быть просто-таки подавляющей, что вряд ли отвечает ожиданиям правительства Москвы.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Спасение AirUnion