|
|
N°165, 09 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хулиганы, собаки, банкиры и фермеры
«Любимовка» вновь собрала молодых драматургов
Фестивалю «Любимовка» пятнадцать лет. Рассказывая о его истории, организаторы с гордостью перечисляют имена открытых этим фестивалем-семинаром драматургов, называют ставших знаменитыми режиссеров, которые ставили читки и уносили найденные здесь пьесы в «большие» театры, хвалятся актерами-звездами, согласившимися безо всяких гонораров читать тут перед публикой никому не известные пьесы. Первые десять лет вся эта история имела скорее лабораторный характер и проходила в исторической усадьбе Станиславского Любимовка, где среди круглосуточного веселья и работы молодые драматурги братались с такими же молодыми актерами и режиссерами. С 2001 года, вероятно не от хорошей жизни, фестиваль проходит в Москве, а с 2006 года -- на маленькой подвальной сцене Театра.doc. Мероприятие таким образом потеряло свой вольный, «отпускной» оттенок, зато стало куда более открытым. С 5 по 11 сентября послушать новые пьесы в Театр.doc и даже обсудить их со всеми вместе может прийти любой желающий, причем бесплатно.
Те, кто побывал на первых днях «Любимовки», с особенным восхищением рассказывают о пьесе Ярославы Пулинович, совсем молодой екатеринбургской ученицы Николая Коляды. Ее драму-монолог «Наташина мечта», написанную от лица малолетней хулиганки, избившей до полусмерти свою соперницу, читала шестнадцатилетняя актриса Театра юного актера, и, говорят, впечатление было очень мощным. (Кстати, предыдущую «любимовскую» пьесу Пулинович, написанную в соавторстве, на корню как сценарий купила кинокомпания «Централ Партнершип».) Еще говорили о воодушевлении, с которым принял зал, полный драматургов, пьесу «Голоса» Алексея Красовского, соединившего историю о Жанне д'Арк с Интернетом и жизнью современного копирайтера. Пьес «протестных», черных и жестоко матерных, которые все считают главной достопримечательностью новой драмы, в первые дни тоже хватало, но не они определяли ландшафт нынешней «Любимовки».
В день города из пяти фестивальных читок три представляли новые произведения авторов, считающихся звездами новой драмы. Бравурная музыка, что неслась с Тверской в открытые окна подвала Театра.doc, придавала этим пьесам новые обертоны. Минчанин Павел Пряжко, автор скандальных «Трусов», накануне представивший густо матерную «Жизнь удалась», теперь вышел с читкой короткой комедии «Урожай» в постановке Руслана Маликова. История из букваря про то, как «дети собирали яблоки в саду», препарируется неожиданным и абсурдным образом: вместо детей -- молодые люди, причем какие-то изумительные идиоты, одновременно обстоятельные и заторможенные.
Автор запальчивых подростковых драм Юрий Клавдиев теперь в постановке Александра Вартанова представил пьесу «Собаки-якудза», где сам же и читал роль главного героя -- благородного ирландского сеттера Свена, среди свор бродячих шавок непобедимого и прекрасного, как Супермен. Знаменитый «До свиданья, овраг» Сергиенко, ставившийся в 80-х во всех ТЮЗах страны, маячил за спиной «Собак-якудза» еще в большей степени, чем, к примеру, «Убить Билла».
Даже пьеса Михаила Дурненкова «Хлам» в постановке Марата Гацалова, уже почти готовая к выпуску в Центре драматургии и режиссуры, на сцене «Любимовки» тоже шла как читка, хоть и было видно, что для актеров этот материал уже «размятый». Тут на фоне ящиков с барахлом в магазине секонд-хенда развивались по одной, а потом сплетались вместе истории нелепого толстого паренька, которым все помыкают, наркомана, писателя, парочки грабителей и матери, ищущей взрослого сына.
На понедельник был назначен «День исторической пьесы», там обещали сюжеты, трактующие мифологию уральскую («Левша и Демидов» екатеринбуржца Владимира Африканова) и околотолстовскую («Станция» балетного критика Юлии Яковлевой). Но более всего ожидали «Зернохранилище» киевлянки Натальи Ворожбит -- масштабное полотно об украинском голодоморе. Дело в том, что несколько лет назад Королевский Шекспировский театр заказал шести молодым отечественным драматургам написать пьесы, причем задал им шекспировский размах. Один из двух текстов, что по результатам «тендера» выбрал театр, именно «Зернохранилище». Поэтому на «Любимовке» его будут читать с купюрами -- права на пьесу принадлежат англичанам.
Вторник -- день документальной пьесы, предмета особенно важного для Театра.doc, который таким образом представляет материал будущих спектаклей (нередко бывает, что совсем новый для зрителя жизненный материал звучит сильнее в сырой предварительной читке, чем потом на сцене). Здесь по описаниям все очень завлекательно. «Трейдеры» Максима Курочкина через рассказ о том, что происходило на рынке ценных бумаг в тот момент, когда президент Медведев объявил о признании независимости Южной Осетии, говорит о людях, работающих в крупном банке. «Сельское хозяйство» сценариста Александра Родионова и кинорежиссера Бориса Хлебникова -- материал о жизни российских фермеров, собранный этой уже весьма известной кинематографической парой, когда они колесили по России, готовясь к новой картине. «Однушка в Измайлово» Эмилии Казумовой -- пьеса, спровоцированная Театром.doc. Рассказ дагестанской девушки о ее жизни в Москве руководители «дока» выловили в «Живом журнале» и попросили автора написать об этом, дополнив автобиографию серией интервью с другими молодыми выходцами из Дагестана. «Портреты» Всеволода Емелина -- рассказ о москвичах, который известный поэт написал в стихах и сам собирается исполнять. Ну и «Я боюсь любви» Елены Исаевой, автора знаменитого «Доктора», понятное дело, про любовь.
На среду снова назначен день без общей темы, тут тоже можно будет услышать пьесы известных драматургов: Максима Курочкина (фантастический «Титий Безупречный» в постановке самарского режиссера, актера и драматурга Германа Грекова), Екатерины Нарши («Фатерлянд», где обещала сыграть Алла Покровская) и Ксении Драгунской («Пробка») -- обе пьесы в постановке Ольги Лысак, обе, как рассказывают, обращены в 90-е.
Закроется фестиваль персональным днем одного драматурга, на этот раз им будет Вячеслав Дурненков -- один из главных «любимовских» козырей. Утром покажут совсем новую большую пьесу «Экспонаты», уже получившую грант на постановку Алексея Жирякова, затем три неставившиеся пьесы -- «Человеческая жизнь», «Дзюдо» и «Мир молится за меня», а под занавес -- уже не раз ставившийся и очень смешной «Голубой вагон» (именитые детские советские писатели вроде Чуковского и Барто выпивают и препираются на кухне, как подростки), с которым Дурненков дебютировал на «Любимовке» в 2000 году. Кстати, ставят эти пьесы и играют в них студенты нового режиссерско-сценографического курса РАТИ и их преподаватель Елена Невежина. Так что братание нового поколения актеров и режиссеров с драматургами, несмотря на отсутствие курортно-усадебных условий, все же происходит.
Дина ГОДЕР