|
|
N°164, 08 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проездной двор
Правила езды в жилых зонах стали предметом спора в Верховном суде
Лихачи, гоняющие в жилых зонах и по дворам, объезжая пробки, часто вызывающие справедливое возмущение жильцов, стали предметом спора в Верховном суде (ВС). Точнее, не сами лихачи, а нормы Правил дорожного движения (ПДД), которые регулируют движение в жилых зонах.
Житель Санкт-Петербурга Сергей Зуев просил суд признать эти нормы недействующими, поскольку, по его мнению, они хотя и признают преимущество пешеходов на территории их дворов, но составлены таким образом, что водители вольны толковать их по-своему и пренебрегать осторожностью.
Верховный суд отказал петербуржцу в удовлетворении его требований, поскольку если из Правил дорожного движения исчезнут эти нормы, то во дворах начнут действовать общие правила, и любой водитель сможет ехать с разрешенной в городе скоростью 60 км/ч даже мимо песочницы с малышами. Однако тот факт, что проблема существует, никто не отрицал. Положенные по правилам знаки «жилая зона» и «конец жилой зоны» на въездах и выездах городских дворов -- большая редкость.
Служивший на подлодках отставной офицер Северного морского флота Сергей Зуев теперь работает на производстве, у него растут дети. Однако родителям подчас бывает страшно отпускать их одних гулять во дворе. «Машин становится все больше, и они гоняют по дворам, потому что никаких предупреждающих знаков для них в жилых зонах нет, хотя допустимый предел скорости для них -- 20 км/час», -- рассказал г-н Зуев. Никаких несчастных случаев в его дворе пока не происходило и, дай бог, не произойдет никогда, но отставной подводник и не собирался ждать, когда произойдет ЧП.
«Есть такое слово -- безопасность. О ней нужно беспокоиться заранее, а не ждать, когда гром грянет. Поэтому я и пошел в Верховный суд обжаловать ПДД», -- объяснил Сергей Зуев свой поступок.
Признать действующими истец просил п. 17.1 и 17.4 ПДД, согласно которым в жилой зоне, где въезды и выезды обозначены специальными знаками, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. При этом согласно правилам «пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств». Данные требования распространяются и на дворовые территории. Г-н Зуев сослался на Градостроительный кодекс, который определяет, что такое вообще жилая зона, которая имеет «четко выраженные архитектурные особенности и четкие и понятные каждому гражданину границы». Однако как быть, если предупреждающих знаков для водителей в этих границах нет?
Само понятие «двор», которое юридически было сформулировано еще в середине прошлого века, уже не отвечает современным требованиям. Большинство дворов -- это уже не обособленно стоящие дома вдали от проезжей части, с собственными подъездами и стоянками для машин. Многие жилые здания стоят прямо у дороги, и дворы используются как сквозной проезд -- только ленивый предпочтет торчать в пробке на трассе, а не проскочить пару сотен метров вперед по двору. Даже «лежачие полицейские» не больно-то спасают, и многие жильцы общими силами стали класть на въездах и выездах из своих дворов бетонные плиты. «Сложившаяся ситуация нарушает мое право на охрану здоровья, а также права неопределенного круга лиц на защиту семьи и детства», -- написал в своем заявлении бывший офицер-подводник.
Представитель МВД начальник правового отдела ДОБДД Юрий Шакиров сказал в суде, что суть заявления г-на Зуева «ему понятна, но она не может быть удовлетворена». «В Градостроительном кодексе действительно есть понятие жилой зоны, но не в том смысле, как считает заявитель, а только в том, что она вообще существует как объект капитального строительства», -- пояснил г-н Шакиров. Он заявил, что ПДД полностью регулируют движение в жилых зонах, скорость движения там значительно ниже, а у пешеходов есть преимущество. «Эти нормы нельзя толковать двояко. Запрет для пешеходов создавать необоснованные помехи не означает, что они должны немедленно убраться с пути проезжающего транспорта. Помехи эти действительно должны быть необоснованными -- нельзя, например, посреди дороги устраивать застолье, или разбить там клумбу, или оставить коляску и уйти, -- объяснял представитель МВД. -- Но никаких иных ограничений для пешеходов нет, наоборот, они существуют только для водителей».
В таком случае и бетонные плиты, которые жильцы кладут в своих дворах, при желании можно признать «необоснованными помехами».
«Почему же тогда в городских дворах почти никогда нет знаков «жилая зона» и «конец жилой зоны»?» -- поинтересовалась судья Валентина Емышева. Оказалось, что виновата в этом не ГАИ, а муниципальные власти, которые составляют специальные документы под названием «Дислокация дорожных знаков» и в дорожную инспекцию их предоставляют только на согласование. Правда, что мешает инспекторам посоветовать муниципалам расставить во дворах знаки жилой зоны, так и осталось непонятным. Г-н Шакиров позже пояснил «Времени новостей», что водители должны соблюдать ограничения, установленные для езды в жилых зонах, даже если нет никаких специальных знаков: «Они прекрасно понимают, где они едут. И, случись что, понесут ответственность по всей строгости закона».
«А что будет, если отменить оспариваемые нормы ПДД?» -- вновь спросила г-жа Емышева. «Тогда в жилых зонах будут действовать общие правила, и пешеходы смогут ходить только по тротуарам», -- ответил представитель МВД. «А машины будут гонять по дворам с бешеной скоростью», -- согласилась с ним судья и решила оставить Правила дорожного движения такими, какие они есть.
Сергей Зуев тем не менее сдаваться не намерен. «Вот получу на руки решение суда и стану думать, как бороться дальше, потому что мириться с этим я не хочу», -- заявил он «Времени новостей».
Екатерина БУТОРИНА