|
|
N°164, 08 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лесной блюз
В Лефортове прошел 5-й блюзовый фестиваль «Qвадрат»
Что хорошо в нашей нынешней Москве, так это парки и усадьбы, в которых проводятся разнообразные фестивали хорошей музыки. На которые заходит далекая от нормальной живой музыки публика. Публики этой с годами становится все больше, и заходит она все дальше. То есть начинает покупать пластинки, следить за джазово-блюзовыми событиями и вообще получать удовольствие от искусства, а не от пива, солнышка и деревьев. Хотя и эти удовольствия никто не отменял.
А непосвященные гадают, чем отличается блюз от джаза, если и то и другое долго, с импровизациями, почти не поют, а если поют -- то на иностранном языке. Отличить просто: на джазовом концерте публика в основном тихо слушает, а на блюзовом -- кричит, поет, пляшет и волнуется. Как в этом году в Лефортове. Даром что там если и продавали пиво, то безалкогольное. А, как говорится, безалкогольное пиво -- первый шаг к блюзу под фонограмму.
Нет, до таких ужасов, конечно, никогда не дошло бы. Был блюз первоклассный, как коньяк: прозрачный, ароматный и крепкий. С утра играли наши команды, неплохо известные в клубных кругах. В том числе отечественный уже классик Николай Арутюнов с его фирменным рычанием. Ведомый Сергеем Вороновым (он же артдиректор фестиваля) коллектив Crossroadz сыграл, как обычно, хорошо и ровно. В который раз было обещано, что группа «очень скоро выпустит новый альбом». Crossroadz, напомню, единственный блюзовый коллектив в нашей стране, у которого в свое время были хиты -- Miracle Walking in a Diamond Rain крутили на радио. Наверное, у Crossroadz были все шансы стать какими-нибудь «русскими Dire Straits» (ладно, то не блюз, но ведь и наши не из Чикаго родом), но пока у них репутация группы, «которая-очень-не-любит-выпускать-альбомы».
Российские участники выступали примерно по полчаса, американцам отвели по часу. Из-за океана привезли трех хедлайнеров -- гитаристов-вокалистов Эрика Сардинаса, Лила Эда и Кенни Нила. Закрывал фестиваль Эрик Сардинас -- харизматичный дядька, играющий жесткий блюз-рок. Впервые в России. Хотя его альбомы ходили у нас на «пиратах».
Лил Эд, напротив, хорошо известен московской публике. Несколько лет назад этот невысокий (именно что lil') чернокожий выступал на «Эфесе». В этот раз все выглядело примерно так же: энергично и разнообразно. Очень дружественная по отношению к публике программа, пьесы в разных стилях. «Мелкий» Эд к тому же и поет здорово. Чувственный «черный» голос. На его выступлении народ завелся окончательно: вовсю пел, некоторые подыгрывали на губных гармошках. Подыгрывали, как ни странно, «в кассу». Сдается, от безалкогольного пива абсолютный слух прорезывается.
Я очень хотел увидеть Кенни Нила, знакомого по пластинкам американских лейблов Alligator и Blind Pig, соблюдающих чистоту жанра. Нил -- из Нового Орлеана. Его стиль всезнающий allmusic.com определяет как swamp blues -- болотный блюз. Что бы это ни значило. Увидел. Оно того стоило! Нил играет на потертом винтажном «Телекастере» (причем пальцами, а не медиатором, и звук получается довольно своеобразный) и изумительно плачущей губной гармошке. Его брат -- на пятиструнной бас-гитаре. Еще в коллективе чернокожий барабанщик и белый гитарист-вокалист, спевший одну песню сольно. Басы, надо сказать, отстроили так, что каждый удар бочки отдавался в солнечном сплетении. При том, что программу представили довольно легкую и сыграли все как будто на одном дыхании. Это было настолько прозрачное и естественное музицирование, что, казалось бы, часов пять слушай -- не надоест. Хотя нет, пять, конечно, многовато. Но четыре с половиной -- в самый раз.
Александр БЕЛЯЕВ