|
|
N°53, 27 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авангардный диснейленд
Объекты Татьяны Хенгстлер в Гельман-галерее
Года два назад в зверевском Центре современного искусства прошла выставка «Салют-аттракцион». Идея была удачная: известных московских художников (среди них были Айдан Салахова и Сергей Шутов) попросили сотворить объекты, с которыми можно было бы играть и через игру проникать в смысл произведения. Подкачало исполнение. То ли потому, что все готовилось в краткие сроки, то ли из-за безалаберности участников качество объектов оставляло желать лучшего -- и в художественном плане, и в техническом. Проще говоря, после нескольких нажатий кнопки, поворотов рычага и так далее они ломались, а чинить произведения искусства было некому. Тем не менее концепция выставки, предполагающая обращение к сидящему в каждом зрителе ребенку, который хочет все покрутить и потрогать, была весьма продуктивной. В идеале все это должно было напоминать западные политехнические музеи, где физические и математические законы на радость посетителям иллюстрируются приборами, которые приводит в движение сам зритель.
Нельзя не вспомнить и наиболее ярких и интересных представителей этого направления в России -- «митьков» Ольгу и Александра Флоренских. Серия объектов «Русский патент» открыто пародирует милую сердцу образованных россиян эстетику кунсткамеры, а заодно и традиционный способ строительства и производства русской техники вообще -- кустарность их произведений вполне концептуальна.
Современное искусство давно работает над тем, чтобы превратить художественную культуру в своеобразный луна-парк. Вот и новая выставка в Гельман-галерее -- объекты Татьяны Хенгстлер -- относится к этому направлению. Объекты представляют собой фотографии под затемненным стеклом. Зрителю предлагается отогреть их либо пальцами, либо услужливо подвешенным рядом феном. На фото изображены обычные люди, закрывающиеся от глазка камеры руками.
Объекты художницы можно представить себе как остроумное обыгрывание темы вмешательства в частную жизнь. Зритель подсматривает, а те, за кем он подсматривает, всячески этому сопротивляются. Но все равно чувствуешь себя немножко реставратором, восстанавливающим икону.
Кроме интересного художественного высказывания Татьяна Хенгстлер, на мой взгляд, придумала интересный экспозиционный ход. Использованная ею технология неплохо смотрелась бы на выставках, посвященных старой фотографии. Представьте себе: каждый посетитель отогревает экспонаты, чтобы прикоснуться к кусочку истории.
Конечно, главное на этой выставке -- прием. Вспоминается тонна земли, рассыпанная по полу одной из галерей американским минималистом Уолтером де Мария. Было красиво, всем понравилось. Родился термин «лэнд-арт». Может, и после выставки Татьяны Хенгстлер родится новый искусствоведческий ярлык. Например, warm-art», от английского слова warm -- тепло. Но прием, к сожалению, не живет долго. Поэтому пожелаем художнице новых творческих успехов на ниве инноваций.
Валентин ДЬЯКОНОВ