|
|
N°164, 08 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кино для всех
На «Московской премьере» новые картины показывают бесплатно
В воскресенье показом в Большом зале Дома кино фильма Романа Балаяна «Райские птицы» открылся 6-й фестиваль «Московская премьера», организованный по инициативе газеты «Московский комсомолец».
Картина Балаяна участвовала в конкурсе последнего ММКФ, но для «Московской премьеры» это не помеха. Напротив, фестиваль пытается собрать сливки с уже прошедших российских киносмотров и предъявить их зрителю, причем совершенно бесплатно: все сеансы здесь благотворительные. Еще одна интересная особенность: призы распределяет жюри, состоящее из известных людей, но не кинематографистов.
Изначально открывать «Московскую премьеру» предложили Станиславу Говорухину фильмом «Пассажирка», но мэтр, как утверждают организаторы, даже обиделся и заявил, что собирается участвовать в конкурсе на общих основаниях. Буквально пару недель назад фильм Говорухина принял участие в конкурсе выборгского «Окна в Европу» и получил приз зрительских симпатий (выборжцы обожают Говорухина), а вот главный приз профессионального жюри уступил «Каменной башке» Филиппа Янковского (этот фильм закрывает «Московскую премьеру»).
Почему «Пассажирка» не снискала высокой оценки профессионалов, понятно -- из-за очевидного «непопадания» с выбором актеров на главные роли. Этот фильм -- легкую любовную историю, случившуюся в конце позапрошлого века на русском военном корабле, плывущем из Сан-Франциско в Гонконг, -- Говорухин задумал снимать сорок с лишним лет назад с Мариной Влади в главной роли и Наталией Гундаревой в роли ее горничной. Сейчас горничную сыграла Ирина Пегова, причем на уровне, за который не стыдно даже перед памятью Гундаревой, а вот заменившая Влади звезда сериалов Анна Горшкова мила телевизионной «милотой», но для образа женщины, всерьез зацепившей сердца командного состава крейсера «Смелый», этого явно мало. О ее партнере, Алексее Корякове, сказать и вовсе нечего -- через час после просмотра вы уже не вспомните его лица, а увидев в следующей картине, вряд ли узнаете. Так что, несмотря на отличные второстепенные роли Виктора Сухорукова, Сергея Никоненко, Сергея Баталова, Степана Мадянова, Петра Зайченко, «Пассажирку» к очевидным говорухинским удачам не отнесешь.
Среди тех, с кем Станиславу Сергеевичу придется соревноваться, его сын Сергей с военной драмой «Никто, кроме нас». В программе также «Однажды в провинции» Екатерины Шагаловой (обруганный большинством российских критиков, но получивший на ММКФ приз ФИПРЕССИ фильм, где сюжетообразующее слово «провинция» вынесено уже в заглавие); «Юрьев день» Кирилла Серебренникова по сценарию Юрия Арабова с Ксенией Раппопорт в главной роли (приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре» плюс несколько второстепенных призов международного фестиваля в Локарно); «Баксы» (ударение на последнем слоге) -- снятая Гукой Омаровой история о шаманке и рейдерах, ничего не получившая на «Кинотавре», зато приобретенная для международного проката крупной европейской дистрибьюторской компанией; «Дикое поле» Михаила Калатозишвили -- фильм по одному из лучших сценариев в истории русского кино. Сценарий написали в 1991 году покойные ныне Петр Луцик и Алексей Саморядов, а в 2008-м он был удостоен приза на «Кинотавре» -- и действительно ничего, даже отдаленно приближающегося к нему по уровню, не было в кинотаврском конкурсе ни в этом, ни в прошлые годы.
Закроет фестиваль, как уже говорилось, «Каменная башка» Филиппа Янковского -- фильм, появление которого на свет оправдано выбором исполнителя главной роли. Это проявивший недюжинные актерские способности боксер Николай Валуев -- буквально пару дней назад он вернул себе звание чемпиона мира, что, по-видимому, можно считать началом пиар-кампании картины. Участие в «Московской премьере» продюсер Сергей Сельянов тоже рассматривает как часть этой кампании -- с прокатом «Каменной башки» у компании СТВ связаны некоторые коммерческие ожидания. А вот для фильмов некоммерческих, артхаусных, по словам Сельянова, фестивальный показ -- один из немногих способов коммуникации со зрителями. Для таких картин на «Московской премьере» выделена отдельная «артлиния» (в нынешнем году эта программа пройдет в киноклубе «Эльдар» на Ленинском проспекте). Будет там, в частности, и победитель последнего «Кинотавра» «Шультес» Бакура Бакурадзе, и эту картину о Москве и москвичах обязательно стоит посмотреть тем, кто не утратил веру в способность российских режиссеров к авторскому высказыванию и ждет появления новых авторов. Бакурадзе, если судить по его дебюту, -- режиссер настоящего авторского кино, без подделок и фестивальной конъюнктуры. А такие встречаются очень редко.
Лариса ЮСИПОВА