На фоне напряженности в Закавказье западные политики и дипломаты вновь
усилили активность вокруг альтернативных России проектов поставок энергоресурсов, прежде всего газа. Комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс
(на снимке) заявил вчера, что Евросоюзу необходимо ускорить политический процесс вокруг строительства газопровода Nabucco из Турции в Австрию, чтобы снизить зависимость от поставок газа из России. «Наша задача по диверсификации маршрутов поставок энергоносителей стала еще более важной после событий в Грузии, -- сказал член Еврокомиссии. -- Нам необходимы политические решения для устранения всех преград
на пути строительства Nabucco. Существуют препятствия, которые нам необходимо преодолеть». Нестабильность транзита углеводородного сырья через транскавказский коридор (а именно через него в перспективе планируется заполнение газопровода в ЕС в обход России) его не пугает. «Это не изменило нашу точку зрения или точку зрения Европейского инвестиционного банка о том, что этот проект должен получить поддержку», -- уверен г-н Пиебалгс.
Однако, как известно, главным препятствием на пути реализации проекта Nabucco являются не столько проблемы между Россией и Грузией, сколько отсутствие гарантий ежегодного заполнения трубы 30 млрд кубометрами газа на протяжении хотя бы 30 лет. Европейцам и поддерживающим проект политически американцам не удалось уговорить поставщиков ресурсов подписаться под обязательствами снабжать газопровод сырьем. На сегодняшний день лоббисты Nabucco связывают последние надежды на стабильное заполнение трубы с Туркменией и отчасти Казахстаном.
Вчера стало известно, что президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов 3 сентября принял заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Джорджа Крола. Как передает Turkmenistan.ru со ссылкой на пресс-службу туркменского лидера, «стороны особо остановились на возможностях сотрудничества в топливно-энергетическом секторе, где Туркмения реализует программу по диверсификации развития отрасли». Отдельно подчеркивается, что «деловые круги США видят в Туркмении перспективного и состоятельного партнера и готовы строить с ним отношения на долгосрочной основе».
Более того, в среду в Ашхабаде прошла встреча г-на Бердымухамедова с министром энергетики и природных ресурсов Турции Мехметом Хильми Гюлером, который подтвердил высокую заинтересованность Анкары в поставках туркменских энергоносителей, в частности газа. А президент Туркмении предложил турецким партнерам рассмотреть возможность участия в проектах по освоению туркменского шельфа Каспийского моря. Как известно, турецкая госкомпания Botas является участницей проекта Nabucco, по которому каспийский газ планируется поставлять из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию. Для того чтобы топливо из Туркмении добралось до этого трубопровода, Брюссель и Вашингтон реанимировали старый проект строительства подводного Транскаспийского газопровода до Азербайджана. А там уже имеется работающая далеко не на полную мощность нитка газопровода Баку--Тбилиси--Эрзерум, по которой сейчас азербайджанский газ с месторождения «Шах-Дениз» поставляется на турецкий рынок. В то же время без туркменского газа даже Азербайджан не может подписаться под участием в Nabucco, поскольку обладает весьма скромными экспортными возможностями и вынужден пока ориентироваться на более мелкие по пропускной способности проекты газопроводов из Турции в Грецию и далее в Италию.
Кроме того, правовой статус Каспия до сих пор не определен, что является дополнительной сложностью для строительства подводной перемычки между Туркменией и Азербайджаном. Вчера в Баку на 23-м заседании специальной рабочей группы по разработке конвенции по правовому статусу Каспийского моря против прокладки трубопроводов по дну недвусмысленно высказалась делегация Ирана. Замминистра иностранных дел Ирана Мехди Сафари заявил: «Мы против этого с учетом негативного влияния на экологию моря». Москва молчаливо разделяет такую позицию. Дипломат отметил, что есть иранское и российское направления транспортировки энергоресурсов. «Если есть такие возможности, зачем же наносить такой ущерб экологии?» -- цитирует его РИА Новости. По его словам, текст конвенции согласован на 60--70%. Это значит, что если не произойдет дипломатического чуда, то к октябрьской встрече по статусу Каспия на уровне министров финализация документа вряд ли случится.
В то же время азербайджанский министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, которого цитирует агентство «Новости-Азербайджан», заявил, что «существующие на данном этапе некоторые разногласия в отношении вопроса правового статуса не должны препятствовать осуществлению прикаспийскими государствами своих суверенных прав на Каспии, а также многостороннему и двустороннему сотрудничеству прикаспийских стран». Проблема, правда, заключается в том, что у Баку есть давние разногласия с Ашхабадом относительно разделения шельфа Каспия. После смерти Туркменбаши Сапармурата Ниязова и избрания президентом страны Бердымухамедова диалог с Азербайджаном на этот счет возобновился, в том числе и при активной дипломатической поддержке Вашингтона. Но до договоренностей дело еще не дошло.