Время новостей
     N°53, 27 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.03.2002
Есть за что драться
МАП отстаивает свою идею регулирования срочного рынка
Министерство по антимонопольной политике (МАП) продолжает отстаивать свою идею регулирования срочного рынка. Замминистра Андрей Кашеваров заявил вчера, что в конфликте с Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ) его ведомство заручилось поддержкой Минюста и обратилось за помощью в правительственную комиссию по административным барьерам, возглавляемую вице-премьером Алексеем Кудриным. Причиной разногласий двух ведомств стало постановление ФКЦБ о требованиях к срочным сделкам на рынке ценных бумаг. По мнению МАП, этот документ устанавливает дополнительные административные барьеры для профучастников. На полученное еще в прошлом году предписание антимонопольных органов об устранении нарушений комиссия ответила иском о признании предписания МАП незаконным. Рассмотрение иска в суде намечено на завтра.

Конфликт между МАП и ФКЦБ начался осенью прошлого года, когда появились первые признаки оживления срочного рынка. Проект объединения двух площадок (РТС и ФБ «Санкт-Петербург») для торговли фьючерсами и опционами оказался успешным. Ежедневные обороты торговли с момента запуска FORTS выросли в несколько раз: с 1--1,5 млн долл. в октябре до 15 млн долл. в последние две недели. Число членов срочной секции увеличилось более чем в два раза (сейчас их 70). Впечатляющие показатели не прошли мимо регуляторов. До этого, как говорят наблюдатели, просто не за что было драться.

Специального закона о срочном рынке до сих пор нет. Сделки контролируются тремя ведомствами в зависимости от базисного актива: ФКЦБ отвечает за опционы и фьючерсы на ценные бумаги, МАП -- на товары, Центробанк -- на валюту. При этом и ФКЦБ, и ЦБ устраивает действующая система контроля рынка, а МАП отстаивает идею единого регулятора (естественно, в этой роли министерство видит себя).

ФКЦБ в конце августа прошлого года опубликовала постановление о регулировании срочных сделок (с начала этого года оно вступило в силу). Правда, документ касался только рынка ценных бумаг, а на инструменты, подконтрольные другим регуляторам, комиссия не посягала. Тем не менее в ведомстве Ильи Южанова засуетились: там посчитали, что постановление носит «барьерный» характер и нарушает права участников рынка. Комиссии было предписано привести нормативный акт в соответствие с антимонопольным законодательством до 17 декабря. Выполнять это требование ФКЦБ отказалась, по крайней мере до судебного решения (комиссия направила иск в арбитражный суд о признании предписания МАП незаконным).

Упорствует и МАП. Как сообщил вчера Андрей Кашеваров, министерство обратилось в Минюст, и он согласился с существованием проблемы. По словам г-на Кашеварова, Минюст направил в ФКЦБ письмо, где просит проинформировать его о результатах рассмотрения замечаний МАП и при необходимости внести соответствующие изменения в постановление. Однако в комиссии эти просьбы пропустили мимо ушей: там ждут решения суда. Завтра должно рассматриваться исковое заявление о признании предписания МАП незаконным.

Реакция Алексея Кудрина на обращение МАП пока неизвестна. Наблюдатели считают, что у ФКЦБ больше шансов на победу: в феврале вице-премьер Виктор Христенко подписал отрицательное заключение на законопроект «О срочном рынке», предлагающий регулировать сделки по схеме МАП.

Впрочем, антимонопольное ведомство интересует не только срочный рынок. Критике подверглись и другие устанавливаемые ФКЦБ правила игры. Так, МАП обеспокоено возможными последствиями введения с 1 июля новых нормативов достаточности собственных средств для ряда профучастников -- регистраторов и брокерских компаний. Эти требования, считают в министерстве, ограничивают конкуренцию и устраняют с рынка 663 компании из 968 существующих на 1 июля 2001 года (т.е. более чем 68%). Андрей Кашеваров не исключает, что МАП придется возбудить дело против соответствующих постановлений ФКЦБ. Чиновники комиссии реагируют спокойно. «К ним поступили жалобы, и они не могут их не рассмотреть, -- сказал газете «Время новостей» член ФКЦБ Павел Иванов. -- Но курс на укрупнение регистраторов комиссия сохранит». К тому же, по данным г-на Иванова, на рынке действуют не 968 компаний, а гораздо больше. «Насколько я знаю, комиссия выдала около 3 тыс. лицензий, и 68% сразу превращаются в 22--23%», -- говорит он.

У антимонопольного органа есть и другие инициативы и претензии. МАП предлагает, например, ввести в закон «Об акционерных обществах» положение об обязательном фонде дивидендов. Эта норма, по мнению замминистра Андрея Кашеварова, обеспечит переток средств из одной отрасли в другую в зависимости от размера выплачиваемых дивидендов. При этом, полагает он, российский фондовый рынок перестанет носить только спекулятивный характер, а начнет выполнять свои непосредственные функции. Кроме того, МАП намерено запретить лицам, владеющим более 25% уставного капитала банка, открывать в этом банке счета.

Центральному банку МАП предлагает изменить порядок регистрации проспекта эмиссии кредитных организаций. Антимонопольное ведомство недовольно нормативами открытия накопительных счетов в инвалюте, которые согласно действующей инструкции могут открываться только в Сбербанке и Внешторгбанке.

МАП считает, что к открытию счетов следует допустить и другие банки. Сбербанк провинился не только в монопольном обслуживании накопительных счетов. Министерство обвиняет его также в необоснованном изменении тарифов на обслуживание юридических и физических лиц в регионах и собирается возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг.

Еще один нарушитель -- Газпромбанк, установивший непомерно высокие тарифы по междепозитарным переводам акций «Газпрома». По мнению МАП, это препятствует свободе выбора участников рынка, так как транзакционные издержки съедают всю прибыль. На прошлой неделе МАП предписало Газпромбанку внести изменения в условия осуществления депозитарной деятельности.


Елена МЯЗИНА