Время новостей
     N°163, 05 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2008
Непростой пассажир
«Эйрюнион» возложат на плечи Сергея Чемезова и столичных атлантов
Московские власти в лице подконтрольной им авиакомпании "Атлант-Союз" неожиданно подключились к проекту нового авиаальянса под эгидой госкорпорации «Российские технологии». «Ситуация близка к разрешению», -- передал вчера около 7 часов вечера Интерфакс комментарий вице-премьера Сергея Иванова. Одновременно в Астрахани премьер Владимир Путин обсуждал ситуацию вокруг «Эйрюнион» с министром транспорта Игорем Левитиным. «Мы выработали план действий и готовы вам его доложить и после утверждения приступить к его реализации», -- сообщил министр. Судя по всему, план действий был утвержден стремительно: уже через час информационные агентства передавали пресс-релиз о создании объединенной компании на базе авиационных активов «Российских технологий», правительства Москвы и Красноярского края. Контрольный пакет компании окажется в руках госкорпорации, которую возглавляет Сергей Чемезов.

С мая прошлого года, когда Владимир Путин подписал президентский указ «Об открытом акционерном обществе «Эйрюнион» (государству должно было достаться не менее 45% капитала новой авиакомпании), в судьбе идеи объединения частных и государственных активов многое изменилось. Прежде всего появилась госкорпорация «Ростехнологии», которая очень заинтересовалась сферой авиаперевозок и начала переговоры с частными акционерами «Эйрюнион» о сделке. А в мае нынешнего года уже президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче «Ростехнологиям» госпакетов акций компаний, которые войдут в учрежденный решением Путина альянс «Эйрюнион». «Указ давно обсуждался, и планировалось создание конкурента «Аэрофлота». Первоначально считалось, что представлять «Эйрюнион» будет государство. Мы предложили свои услуги, и господин Абрамович, глава «Эйрюнион», «Красноярских авиалиний» согласился с этим», -- пояснял в мае г-н Чемезов.

Но к концу лета оказалось, что «Ростехнологиям» достается не самый привлекательный актив: «Эйрюнион» не мог расплатиться за топливо, начал отменять рейсы, а тысячи пассажиров застряли в российских и зарубежных аэропортах. Перед альянсом замаячила реальная перспектива банкротства, тем более что соответствующий иск один из поставщиков уже направил в суд. Потребовалось вмешательство государства -- как спасти альянс да еще сделать из него новую успешную компанию, обсуждали на всех уровнях, и нашли решение, судя по всему, позавчера на совещании у Сергея Иванова. Главная неожиданность -- участие в новом проекте принадлежащей московскому правительству компании «Атлант-Союз».

В выпущенном вчера пресс-релизе говорится, что основой для формирования компании «станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний «Атлант-Союз», альянса AirUnion, ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток-Авиа». Контрольный пакет акций авиакомпании будет закреплен за госкорпорацией «Ростехнологии», а основными аэропортами базирования и хабами авиакомпании будут выступать московское Внуково (сейчас «Эйрюнион» базируется в Домодедово) и красноярское Емельяново. Как отмечает РИА Новости, новая компания по числу перевозимых пассажиров бросит вызов лидеру отрасли «Аэрофлоту»: в 2007 году объединяемые авиакомпании перевезли суммарно порядка 10 млн пассажиров, в то время как услугами «Аэрофлота» воспользовались около 8 млн пассажиров. «Создаваемая авиакомпания продолжит осуществлять полеты как на коммерчески привлекательных, так и на социально значимых направлениях, в частности дальневосточном. Компания обеспечит обязательства по перевозке пассажиров авиакомпаний альянса AirUnion и рассчитывает на адекватную поддержку со стороны государства, -- говорится в заявлении. -- При этом стороны обеспечат проведение комплекса мероприятий, направленных на финансовое оздоровление авиакомпаний, на базе бизнеса которых предполагается создание единого оператора, и поэтапную реструктуризацию их кредиторской задолженности».

Очевидно, что проблема разрешения финансового кризиса -- первая на повестке дня у будущей компании. И, судя по вчерашним новостям, власти намерены подробнее вникнуть в причины финансового кризиса -- какой бы очевидной ни была дороговизна авиационного керосина. Владимир Путин на встрече с министром транспорта поинтересовался, можно ли было не допустить сложившегося положения вещей, если бы «Эйрюнион» заблаговременно обратился в правительство за поддержкой. Игорь Левитин ответил: «Да, при своевременном обращении эту ситуацию можно было бы не допустить».

Между тем генеральный прокурор Юрий Чайка вчера заявил о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности главы «Росавиации» Евгения Бачурина, который, по его мнению, «провалил работу». А сама Генпрокуратура попутно вынесла предостережение заместителю министра транспорта Александру Мишарину, входящему в совет директоров одной из компаний «Эйрюнион» -- «Красэйра». Одновременно глава Счетной палаты Сергей Степашин объявил о скорой проверке альянса.

Проверку в связи с массовыми задержками рейсов AirUnion прокуратура начала только два дня назад, но уже вчера генпрокурор Юрий Чайка озвучил первые выводы. «Мы вышли с ходатайством о привлечении главы «Росавиации» к дисциплинарной ответственности. Вместо того чтобы организовать работу с авиакомпаниями, которым сегодня предъявляются претензии в связи с массовыми задержками рейсов, он фактически ее провалил», -- отметил он. Генпрокурор также высказал мнение о нецелесообразности вхождения в состав совета директоров авиакомпаний «чиновников такого ранга», как глава «Росавиации» (г-н Бачурин входит в состав совета директоров авиакомпаний «Красэйр» и «Домодедовские авиалинии»). В заключение генпрокурор пообещал, что по итогам проверок в компаниях альянса будут возбуждены административные дела, а по некоторым случаям, возможно, и уголовные.

«Не хотелось бы комментировать эту ситуацию, -- сказал «Времени новостей» источник в «Росавиации». -- Тем более что сразу она не разрешится. Ходатайство будет направлено в Минтранс, в структуру которого мы входим, и лишь в течение месяца будет вынесено решение». В «Росавиации» также выразили недоумение, что генпрокурор так резко отозвался именно об их шефе, в том числе и относительно его участия в руководстве авиакомпаний. «Почему Мишарин уже два года как председатель совета директоров «Красэйр», Тихонов (Александр Тихонов, директор департамента структурного реформирования Минтранса. -- Ред.) -- председатель совета директоров «Домодедовских авиалиний»? А Бачурин, во-первых, только член совета директоров, а во-вторых, назначен совсем недавно, лишь в конце июня этого года», -- говорит источник в ведомстве.

В Минтрансе же вынесенное Генпрокуратурой предостережение заместителю главы ведомства г-ну Мишарину комментировать вообще не стали. Сама Генпрокуратура в связи со своим предостережением отметила: «Мишарин, выполняя функции представителя государства, являясь председателем совета директоров ОАО «Красэйр», самоустранился от руководства компанией, контроля за деятельностью ее менеджмента и финансового положения. Это привело к неудовлетворительному финансовому положению компании, повлекшему срыв авиаперевозок в период пика массовых перевозок». И если замминистра не будет и впредь выполнять свои обязанности, говорится в сообщении Генпрокуратуры, его ждет привлечение к «установленной законом ответственности».

Со своей стороны глава Счетной палаты Сергей Степашин вчера рассказал об аудиторской проверке всех компаний альянса с целью определить, «откуда ноги растут». По словам одного из аудиторов СП, обвальная ситуация демонстрирует «принцип домино», и у ведомства будут вопросы к авиакомпаниями в связи с тем, что «в этот момент на базе AirUnion идет создание ОАО, через которые «Ростехнологии» будут управлять компаниями».

Екатерина ГОЛОВИНА, Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Спасение AirUnion