В понедельник в Москву прибывает президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози. Его сопровождают председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и высокий представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. Визит готовится на фоне антироссийской риторики на Западе из-за признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии. Об отношениях России с Евросоюзом в свете кавказских событий спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал российский постпред при Европейских сообществах в Брюсселе Владимир ЧИЖОВ.-- Как вы расцениваете принятую на днях резолюцию Европарламента по ситуации на Кавказе? Может ли мнение европейских депутатов как-то повлиять на события?-- Резолюция Европарламента, не являясь обязывающей для стран-членов и исполнительных структур Евросоюза, отражает превалирующие, к сожалению, в общественном мнении Запада односторонние оценки произошедшего конфликта. Документ довольно сумбурный, что, впрочем, характерно для многих резолюций Европарламента. Мы предлагали комитету по международным делам Европейского парламента экспертное содействие, но представители комитета заявили, что готовы общаться лишь с главой МИД России.
-- Подразумевают ли планы размещения международной полицейской миссии под эгидой ЕС и его экономическое содействие Грузии и общение с Цхинвали? Это станет косвенным признанием независимости Южной Осетии?-- Для размещения полицейской миссии необходимо согласие сторон в конфликте, то есть в том числе Южной Осетии и Абхазии. ЕС может договориться с ними о полицейской миссии, но до сих пор они соглашались только на присутствие российских миротворцев и наблюдателей ООН и ОБСЕ. Мы поддерживаем идею международной полицейской миссии в буферной зоне безопасности.
-- Вы надеетесь, что 16 сентября все же продолжатся переговоры по новому соглашению о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС? Но ведь 1 сентября после саммита ЕС прозвучало намерение отложить эти переговоры из-за событий на Кавказе...-- Мы к переговорам готовы. После визита в Москву 8 сентября президента председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози, сопровождаемого Жозе Мануэлом Баррозу и Хавьером Соланой, будет больше четкости по срокам продолжения этих переговоров. Предполагается, что президент Медведев проведет с ними принципиальный откровенный разговор о нынешнем состоянии и перспективах развития наших отношений.
-- Отдельные члены ЕС грозят отменить запланированный на ноябрь в Ницце саммит Россия--Евросоюз...-- В заявлении саммита Евросоюза от 1 сентября есть прямая отсылка к саммиту в Ницце. И подготовка к нему идет.
-- Из-за кавказских событий россиянам визовыми ущемлениями не грозят?-- Судя по решению саммита Евросоюза от 1 сентября, нет.
-- Евросоюз намерен предоставить безвизовый режим Грузии. Это планы в пику России?-- Это не совсем так. В заключениях саммита ЕС говорится не о безвизовом режиме, а о визовых упрощениях. Фактически речь идет о том, чтобы поднять граждан Грузии до уровня жителей Южной Осетии и Абхазии. Интрига в том, что грузины сильно жаловались Брюсселю, что население Южной Осетии и Абхазии, получившее российские паспорта, пользуются визовыми упрощениями по соглашению Россия--ЕС, а грузины -- нет. При всей политической заангажированности резолюция Европарламента от 3 сентября призвала предоставить грузинам визовые облегчения «по меньшей мере такие же, как у российских граждан». Мы не против этого, ибо мы вообще за отмену виз.
-- В случае замораживания Брюсселем переговоров с Россией по новому договору стоит ли возобновлять старое соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС)?-- СПС уже будет возобновлено с 1 декабря 2008 года сроком на один год, поскольку об отказе от пролонгации надо было уведомлять минимум за полгода. Кому нужен правовой вакуум? СПС содержит, например, положение о режиме наибольшего благоприятствования в торговле.
Не занимающийся политиканством бизнес и причастные к нему официальные структуры прекрасно понимают, что его отмена больно ударила бы по обеим сторонам. Так, руководители германского бизнеса говорят, что не только углеводороды соединяют ЕС с Россией жизненно важной пуповиной. В той же Германии десятки тысяч рабочих мест в машиностроении целиком зависят от российских заказов.
-- Премьер Владимир Путин распорядился подготовить экспертную оценку для пересмотра позиции России относительно членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Россия до этого взяла на себя ряд обязательств, в том числе после переговоров с европейцами...-- Мы уже несколько лет выполняем обязательства, взятые на себя в связи с планами вступить в ВТО, а членства как не было, так и нет. Ради чего такие жертвы? Например, в сфере сельского хозяйства они весьма болезненные. Это вопрос не только международной, но и социальной политики в отношении наших крестьян, моральный вопрос.
-- Будут ли развиваться контакты России с Евросоюзом в рамках «Европейской политики безопасности и обороны»?-- Лучшее доказательство тому, что Россия не отказывается от политических ангажементов в отношениях с ЕС, -- подписанный 1 сентября президентом Медведевым указ о направлении российского контингента -- четыре вертолета и 200 военнослужащих --
для участия в проводимой ЕС операции поддержки присутствия ООН в Чаде и Центральноафриканской Республике.
-- Почему европейская трактовка шестого принципа из достигнутого 12 августа мирного плана президентов Дмитрия Медведева и Николя Саркози разнится с нашей трактовкой?-- Элемент путаницы есть. Изначально был русский текст и английский перевод. В этих вариантах в пункте, где шла речь об обеспечении безопасности Южной Осетии и Абхазии, по-английски был предлог for («для». -
Ред.), но в переводе на французский язык оказался предлог en, что означает «в» Южной Осетии и Абхазии. Это большая разница, но именно под французским текстом стоит подпись Саакашвили. Изначально согласованный и озвученный в Москве президентами Медведевым и Саркози текст, переложенный на бумагу, был подписан в российской столице президентами Южной Осетии и Абхазии Эдуардом Кокойты и Сергеем Багапшем.
-- Как в дипломатической практике решают такие коллизии?-- Возвращением к первоисточнику. То есть к тому, что огласили в Москве президенты Медведев и Саркози. Важно правильно понимать и статус документа. Это совместная инициатива президентов России и Франции, обращенная к сторонам в конфликте, коей Россия не является. Россия и Франция подписали документ как посредники, но лишь после его подписания сторонами в конфликте. Дмитрий Медведев подписался после Кокойты и Багапша, а Николя Саркози, к сожалению, поставил свою подпись под тем вариантом, что подписал Саакашвили.
Беседовала Катерина
ЛАБЕЦКАЯ