Десятилетие дефолта российский рынок встретил в непростых условиях. На фоне конфликта вокруг Южной Осетии
индекс РТС «проседал» до уровня, характерного для конца 2006 года. Вклад «нерезидентов» в этот процесс был решающим. При этом вывод капитала из РФ составил около 20 млрд долларов.
Непростая геополитическая ситуация ведет к открытой эскалации конфликта между Россией и Западом, до определенной поры находившегося в латентной фазе. Плоды глобализации -- отрицательные и положительные -- дают себя знать. Экономика РФ ощущает зависимость от проблем мировой экономики, переживающей сложное время, с прошлого года существенно растет инфляция. Насколько опасны угрозы возможных экономических санкций со стороны Запада, каковы возможные экономические и финансовые последствия конфликтной ситуации?
Любая кризисная ситуация рождает не только проблемы, но и открывает новые возможности. Наиболее важный вопрос, как повлияет конфликт на возможность наших компаний и банков привлекать/рефинансировать ресурсы на международных финансовых рынках, как отразится она на потоках капитала в Россию, не приведет ли к сворачиванию экономического сотрудничества с Западом.
Развитие ситуации, на наш взгляд, будет зависеть исключительно от здравомыслия политической элиты США, оказывающей давление не только на Россию, но и на Европу. Что касается РФ, то ее руководство всячески демонстрирует, что мы заинтересованы в погашении конфликта. России необходимо использовать противоречия между США и Европой. Европа достаточно сильно связана с РФ, мы поставляем им газ и нефть, у них покупаем продовольствие, автомобили и пр. И эта взаимная зависимость, пусть и имеющая определенные перекосы, -- крайне важный фактор для поддержания геополитической стабильности.
Представляется, что Запад, успокоившись и трезво подойдя к ситуации, вряд ли пойдет на избыточную эскалацию отношений с Россией. Ведь политика политикой, но все-таки нормальный бизнес намного важнее. Российские рынки -- это лакомый кусок для Запада, достаточно успешно им занятый. Совершенно очевидно, что любые потери, будь то за счет санкций со стороны Запада или ответных со стороны России, могут привести к еще большему снижению темпов роста европейской, да и мировой экономики в целом. Примечательно, что Национальный совет по международной торговле США, представляющий интересы влиятельных американских компаний, в том числе экспортеров, лишенных квот на экспорт птицы, уже оказывает давление на администрацию Буша.
Россия подчеркивает свою надежность энергетического «донора», готового четко выполнять свои обязательства по поставке энергоресурсов. Но любая неконтролируемая эскалация международной напряженности может привести к мировому энергетическому кризису, взлету цен на энергоресурсы, экономические, политические и военные последствия которого будут абсолютно непредсказуемы.
Главное, чтобы маневрирование боевых кораблей стран НАТО в Черном море не вылилось в кризис, сравнимый с Карибским, когда мир стоял в нескольких шагах от войны. Но бывший тогда президентом США Джон Кеннеди был весьма мудрым политиком, и обоюдными усилиями выход был найден. Если НАТО и Россия не смогут остановиться и пойдут на возврат «холодной войны» в том или ином виде, это будет крупнейшая ошибка.
Пойдя сейчас на крайне рискованные шаги, Россия дала понять, что она по-прежнему имеет статус одной из ведущих геополитических держав мира. Как это ни парадоксально, любые экономические санкции Россия может использовать с пользой для развития своей экономики. Какие-либо кардинальные торговые санкции вряд ли будут возможны, снижение экспорта в РФ, который растет, Западу невыгодно. Пусть нас не пустят в ВТО, тогда Россия получит больше стимулов для развития внутреннего рынка и снятия вынужденных ограничений, по сути, тормозящих его развитие.
Весьма символичны меры РФ по ограничению импорта мяса в пользу развития собственного производства. Достаточно вспомнить, что до революции Россия была одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции, и потенциал развития нашего сельского хозяйства в случае решения земельной проблемы, развития фермерства и стимулирования производителей просто огромен.
Если нам будут ограничивать доступ на рынки капитала, страна перейдет к развитию своих финансовых рынков, начнет проводить суверенную финансовую политику. В то же время кредитование крупнейших компаний РФ -- вполне надежный бизнес. Выиграют ли от таких ограничений международные рынки? Увеличение военных расходов плохо скажется на экономике РФ? Однако в разумных пределах это окажет стимулирующее воздействие. Посмотрите на США -- спрос со стороны ВПК всегда был одним из генераторов развития их экономики.
Нас пугают «железным занавесом» со стороны Запада, при котором будет ограничен въезд для граждан РФ? Лучше спросим, готовы ли хозяева зарубежных курортов, туристические боссы к потере щедрых туристов из РФ?
Однако нужно быть готовым к тому, что покупка резидентами РФ активов за рубежом будет затруднена, впрочем, она и до сей поры была проблемной. Есть опасения, что на уже имеющийся зарубежный бизнес российских компаний может быть оказано давление. В случае разрастания конфликта объектом охоты могут стать средства резидентов РФ, размещенные за границей, особенно переведенные туда незаконным путем. И такие предложения уже прозвучали в США. С другой стороны, НАТО может потерять воздушный коридор через РФ для перевозки грузов в Афганистан.
Любые санкции способны ударить по интересам обеих сторон. Единственный выход -- разумный компромисс, сохранение стабильности, которая была достигнута за последние 20 лет. Ведь для нормального развития стране нужен мир, тот самый, о котором говорил почти 100 лет назад Петр Столыпин: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!» Тогда нам этого покоя как раз и не хватило.
По всей видимости, у крупных компаний и банков с учетом рейтингов РФ, высоких цен на нефть, проблем с рефинансированием долга не будет, хотя, возможно, на краткосрочных интервалах возможен рост стоимости займов. Предположения о серьезной девальвации рубля на фоне высоких цен на нефть, значительных золотовалютных резервов страны с последующими проблемами обслуживания долга пока выглядят маловероятными.
Как показывает наша история, для того, чтобы Россия «проснулась», ей всегда были необходимы явные угрозы, в первую очередь военные. Так было и перед реформами Петра I, затем после проигрыша в Крымской войне, предварившего отмену крепостного права. Поражение в русско-японской войне послужило прологом к реформам Петра Столыпина. Неудачи на начальном этапе Великой Отечественной войны 1941--1945 годов привели к мобилизации всех возможностей страны. Давление со стороны Запада в определенной мере может дать обратный эффект -- рост возможностей экономического развития РФ, внутренней и внешней консолидации, повышение эффективности государства.
Что касается развития экономики, фондового рынка, притока капитала в страну, то здесь, как говорится, все в наших руках. Надо не забывать о намеченных экономических реформах, а наоборот, делать их с максимальной продуманностью и последовательностью. Самое важное для снятия риска оттока капитала -- создание условий для непрерывной и всесторонней инвестиционной привлекательности РФ. Государство должно срочно дать рынкам новые позитивные сигналы, создавать условия для увеличения уровня экономической свободы, развития предпринимательства, малого бизнеса, становления простой и минимальной по уровню системы налогообложения, снижения всех рисков предпринимательской деятельности, минимизации бюрократического вмешательства, представляющего основную почву для коррупции, максимальной защиты прав собственности инвесторов, развития инфраструктуры.
Сложившаяся ситуация потребует от государства не бумажных, а реальных мер по сокращению экономического, инфраструктурного и частично военного отставания от Запада. Это потребует не только очевидного наращивания темпов роста госрасходов, но и активного развития рынка, основанного на сочетании либеральных и кейнсианских рецептов экономического развития. Однако в этом году мы столкнулись с кардинальным ужесточением денежной политики, вызванной монетарными методами по борьбе с инфляцией. Если в 2006--2007 годах денежная масса (агрегат М2) выросла на 47--48%, то в 2008 году к 1.08.08 рост М2 составил всего 7,1%. Возможно, это несколько сбило инфляцию, замедлившуюся в летний период, но то, что это отразилось на наблюдаемом сокращении темпов роста промышленного производства, также вполне очевидно.
Кроме того, имеются предложения о значительном сокращении темпов роста госрасходов. Мы гордимся тем, что наша бережливость и следование монетарным ценностям позволили нам выйти на третье место по величине золотовалютных резервов (ЗВР). Но, на наш взгляд, излишняя бережливость проигрывает перед активным развитием. Тот же Китай, всегда проводивший активную денежно-кредитную и промышленную политику, оставил нас далеко позади не только по величине ВВП (по паритету покупательной способности более чем в 5 раз), занимая второе место в мире и догоняя США, но и примерно в три раза по величине ЗВР (около 1.7 трлн долл. на 1.04.2008), занимая по ним первое место. Рецепт может быть один -- нужно слушать чужие советы, всячески изучать мировой экономический опыт, но жить исключительно своей головой.
Несмотря на подчеркивание российской властью монетарных корней инфляции в РФ, определяющей корреляции между ростом госрасходов, денежной массы и инфляции в условиях низкого уровня монетизации российской экономики, составляющей около 40% (в развитых странах -- около 80%), нет. В 2005 году по сравнению с 2004-м госрасходы выросли на 30%, инфляция снизилась на 6,8%, в 2006 году рост расходов составил 22%, а инфляция уменьшилась на 17%. В 2007 году расходы выросли почти на 39%, выросла и инфляция. Однако этот процесс в значительной мере имел глобальный характер, вызванный обесценением доллара, ростом цен на нефть и продовольствие.
Чтобы остановить инфляционную гонку, нужны не столько монетарные, но в первую очередь активные регулирующие меры -- проведение стабилизации тарифов на услуги монополий, топливо, бензин, наведение строгой финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств, развитие конкуренции в промышленности и сельском хозяйстве.
Избыточное увлечение сокращением денежного предложения может дать совсем другой эффект -- падение темпов роста экономики, а то и более серьезные последствия. Нелишне вспомнить, что в 1998 году агрегат М2 стал расти только в IV квартале, на 1.07.1998 года его рост составил всего 0,1% к уровню начала года, а к 1 августа сократился на 2,3%. Конечно, темпы роста госрасходов в последнее время были значительными, но бюджет РФ был стабильно и избыточно профицитным. Призывы существенно сократить их рост означают сохранение инфраструктурной и региональной отсталости, которая в свете нынешней геополитической ситуации однозначно недопустима.
Обострение отношений с Западом уже сказалось на российском фондовом рынке, имеющем сильнейшую зависимость от иностранного капитала, который получил очень сильный урон. В конце июля российский фондовый рынок ушел вниз сначала на волне налоговых претензий к компании «Мечел», а затем на фоне конфликта в Южной Осетии. Общее падение индекса РТС с конца июля (с уровня 2100) по конец августа (1550) составило почти 26% (с конца мая, с максимального уровня чуть выше 2450 -- 37%). Вероятно, это одно из самых сильных падений рынка (сравнимое с 2004 годом, -- около 25%) начиная с конца октября 1997 года, обозначившего развитие предкризисной ситуации 1998 года, когда рынок потерял около 27% и затем стал скатываться во все более глубокую яму, которая оказалось надолго безвылазной.
Ситуация на молодом и неразвитом российском фондовом рынке такова, что периодически раз в ьри-пять месяцев потоки спекулятивного капитала разогревают рынок и потом столь же успешно его обваливают. В этом процессе доминирующую роль играет информация с внешних по отношению к РФ рынков. Возможно, для уменьшения волатильности рынка стоит применить дифференцированную шкалу доходов по операциям с ценными бумагами, поощряющую «длинные» вложения (например, начиная с шести месяцев) путем налоговой премии. Чем больше срок, тем меньше ставка налога, при этом на доходы, полученные от краткосрочных вложений, ставку стоит повысить. Стоит также подумать о проведении эффективных интервенций на рынке. Для подъема рынка крайне необходима позитивная информация, способная вернуть капитал нерезидентов.
Однополярная модель с полным доминированием США постепенно подходит к концу, мир будет многополярным. Россия нуждается не в однобоком, а во взаимовыгодном сотрудничестве с Западом, полностью очищенном от идей оттеснения российских интересов. Запад должен понять, что чем более мощное развитие получит Россия, тем больше возможностей откроется для развития мировой экономики, переживающей непростой период.
Россия обладает большим экономическим потенциалом и огромными возможностями для самодостаточного развития, в первую очередь за счет активного роста внутреннего рынка, освоения своей территории и развития инфраструктуры. Страна имеет все возможности для преодоления возникших проблем. Цены на нефть пока высоки, и подушка безопасности в виде значительных валютных резервов весьма существенна даже на фоне оттока капитала. Но рынок, как и политические отношения между странами, требует особой деликатности.