Время новостей
     N°163, 05 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2008
«Аукциона должностей не будет»
Борис Эбзеев стал президентом Карачаево-Черкесии
Карачаево-Черкесия впервые пережила смену высшего должностного лица без скандалов и потрясений. Инаугурация нового президента КЧР Бориса Эбзеева прошла вчера на торжественном заседании республиканского парламента и заняла всего 40 минут. Отсутствие помпы объяснил сам г-н Эбзеев: "Мне поступало много предложений провести церемонию пышно, организовать большой праздник, но если в доме твоего брата траур, то ты не можешь в своем доме устраивать праздник. Мы разделяем горе народов Южной Осетии и Абхазии, понесших большие потери в результате грузинской агрессии".

Президентам Южной Осетии и Абхазии Эдуарду Кокойты и Сергею Багапшу траур не помешал приехать на заседание -- это был их первый официальный визит в Россию в качестве руководителей признанных ею государственных образований. Кроме них, иностранных гостей не было, и даже удостоверение г-ну Эбзееву вместо полномочного представителя президента РФ в Южном Федеральном округе Владимира Устинова вручал заместитель полпреда Николай Федоряк.

58-летний юрист Борис Эбзеев родился в Киргизии, куда карачаевский народ был выслан Сталиным в ноябре 1943 года. Учился в Саратове, получил в 1989 году степень доктора права и с 1991 года работал судьей в Конституционном суде России. 5 августа этого года, почти за месяц до истечения президентского срока Мустафы Батдыева, Дмитрий Медведев устами Владимира Устинова внес кандидатуру г-на Эбзеева на рассмотрение местных парламентариев, и они сразу же утвердили его в должности.

Теперь в истории КЧР есть два руководителя, избранных на прямых президентских выборах, и два назначенных из центра, и карачаево-черкесский опыт учит, что назначать спокойнее. Первый руководитель КЧР после ее выделения из состава Ставропольского края, карачаевец Владимир Хубиев, работавший премьер-министром бывшей автономии, был назначен главой администрации республики указом Бориса Ельцина. В 1995 году г-н Ельцин назначил его уже просто главой республики в соответствии с новой конституцией КЧР.

Президентские выборы 1999 и 2003 годов проходили в КЧР горячо, оба раза -- в два тура. Первые выборы в 1999-м едва не закончились межэтническими столкновениями: за президентское кресло боролись карачаевец Владимир Семенов и черкес Станислав Дерев, а русская община, тогда еще политически активная, разделила свои симпатии между ними. Чтобы избежать столкновений, в КЧР пришлось ввести внутренние войска. Поддержанный Кремлем генерал Семенов выиграл выборы во втором туре. Но на Кавказе в тот год все же не обошлось без войны -- через несколько недель вспыхнул Дагестан, а за ним -- вторая война в Чечне.

В 2003 году уже г-н Семенов проиграл второй тур выборов председателю национального банка КЧР Мустафе Батдыеву, и после объявления официальных результатов митинг еще долго бушевал на главной площади Черкесска. Но это были еще цветочки по сравнению с форменной революцией, случившейся год спустя: осенью 2004 года убийство семерых молодых карачаевцев на даче тогдашнего зятя нового президента, Алия Каитова, вызвало настоящий мятеж. Несколько тысяч людей ворвались в Дом правительства, и только приезд полпреда президента РФ Дмитрия Козака спас г-на Батдыева от немедленного изгнания.

Причиной убийства стало участие родственников президента в переделе активов: г-н Каитов как раз вел переговоры о приобретении контрольного пакета акций крупного лакокрасочного комбината им. Цахилова. Однако мятеж, начатый семьями потерпевших, оказался поддержан сторонниками прежнего президента, Владимира Семенова. Есть, кроме того, данные, что в дело уже готовы были вмешаться боевики -- исламские фундаменталисты, которых в КЧР хватает.

Своевременный приезд Дмитрия Козака спас ситуацию от неминуемой беды, но и полноценно управлять республикой г-н Батдыев уже не смог. Оппозиция, во весь голос требовавшая его ухода, контролировала Верховный суд республики, муниципалитет Черкесска и часть менее важных населенных пунктов. Лишь к концу срока г-ну Батдыеву удалось потеснить оппонентов и даже добиться некоторого роста экономических показателей, но сохранить должность он так и не сумел.

Его преемник Борис Эбзеев произнес на своей короткой инаугурации несколько слов, революционных для современного Северного Кавказа. «Я не знаю такой профессии -- брат, родственник, друг, однокашник или, скажем, хороший человек, -- поразил он собравшихся. -- Когда ко мне приходят и говорят -- мы хотим вам посоветовать хорошего человека, я неизменно отвечаю одно: я такой профессии -- "хороший человек" -- не знаю. В Карачаево-Черкесии не будет ни покупки, ни продажи чинов и званий, не будет никакого аукциона тех или иных должностей».

Не один человек из сидевших в этот момент в зале подумал, что еще сравнительно недавно за такой манифест вновь прибывшему чиновнику не сносить бы головы, потому что аукцион должностей и подбор кадров среди родственников -- это неотъемлемые элементы кавказской политической культуры, так же как и пластид под днищем автомобиля. Но Борис Эбзеев, видимо, чувствует себя политиком новой эры. Он, по сути, первый губернатор, самостоятельно подобранный Дмитрием Медведевым. Его назначение -- предпоследнее в цепочке кадровых замен в республиках Северного Кавказа, начатых в 2005 году заменой президента Северной Осетии Александра Дзасохова на нового главу Таймураза Мамсурова. Из семи горных республик ротации избежала пока только Ингушетия.

Иван СУХОВ