Время новостей
     N°163, 05 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2008
Перемена участи
В пятый раз в Казахстане пройдет Международный фестиваль «Евразия»
Кинофорум «Евразия» откроется к 7 сентября в Астане во «Дворце мира и согласия», который построен Норманном Фостером. На открытии будет показан фильм Сергея Дворцевого «Тюльпан» -- образец новой международной киноиндустрии, где несколько стран (Казахстан, Германия, Швейцария и Россия) соединили свои возможности. Режиссер -- российский документалист, дебютирующий в игровом кино, -- использовал пространство казахской степи, ее колорит, местный антураж, чтобы рассказать универсальную историю про любовь. Герой фильма, смешной ушастый юноша, вернувшись из армии, намерен стать чабаном, завести жену и отару -- именно в этой последовательности, поскольку без жены отару не дадут, одному в степи не справиться. Но единственная невеста в этой местности не хочет замуж, она собирается учиться, ехать в город, туда, куда стремится большинство, но не наш герой. Он любит степь не меньше, чем свою застенчивую красавицу с нежным именем Тюльпан, но ему предстоит осваивать и покорять и ту, и другую. В одном случае он потерпит поражение, зато победит в другом. Сцена, в которой герой принимает роды у заблудившейся в степи овцы, снятая по документальным законам едва ли не одним планом (мне не удалось заметить склеек), держит зрителя в не спадающем напряжении и заставляет пережить настоящий катарсис вместе с героем, который именно в этот момент переживает инициацию.

Как и герой фильма «Тюльпан», «Евразия» находится в поисках идентичности: это молодой кинофестиваль, ныне справляющий свой первый, младенческий еще юбилей -- пятилетие.

В 1998 году по инициативе Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии был учрежден международный фестиваль «Евразия», который должен был по очереди проходить в каждой из стран СНГ. Первым его принял Казахстан. Покровительствовал «Евразии» Никита Михалков, председателем стал Андрон Кончаловский. Вот что писал критик Андрей Плахов об этом первом опыте: «Гостей «Евразии» ждала насыщенная «культурная программа»: одни посещали соколиную и кабанью охоту, других от лица главного телеканала республики приветствовала дочь президента Назарбаева. А наиболее крутых VIP-визитеров посадили в самолет и вывезли к самому президенту в Астану, поразившую воображение смесью восточной помпезности с северным аскетизмом и суровостью».

В тот год на «Евразию», которая мыслилась местом встречи европейского и азиатского культурных пространств, собрались избранные представители европейского кинематографа, однако их надежда на взрыв новой творческой инициативы среди казахских степей так и не сбылась: кино стран Центральной Азии не впечатляло ни по бюджетам, ни по художественному потенциалу (а ведь в 1991 году в одном только Казахстане было снято 14 фильмов, за которые получено 11 международных наград). Найти новую кинематографическую Мекку не удалось, в регионе к кино относились скорее как к возможности нового развлечения в компании с известными по прошлому персонами.

Второй фестиваль «Евразия» случился только в 2005 году, через семь лет после первого. Он был ознаменован выходом в свет первого центрально-азиатского блокбастера «Кочевник», фильма с огромным по здешним меркам бюджетом, над созданием которого работала большая международная команда, в ролях -- голливудские актеры Джейсон Скотт Ли, Марк Дакаскос (оба приехали на премьеру), среди продюсеров называли Милоша Формана, сценарий написал Рустам Ибрагимбеков, а доснимал фильм в итоге Сергей Бодров. На «Кочевника», за прокат которого взялся «Миромакс», возлагали большие надежды. Это был не просто фильм, это был прорыв на международный рынок с новым брендом -- древний тюркский воин, мифы и предания азиатской степи. Изготовленные для картины костюмы и аксессуары стали фондом национальной киностудии, готовой обслуживать самые амбициозные международные проекты.

Гостями и участниками этого фестиваля стали Катрин Денев, Жан-Клод Ван Дамм, Моника Белуччи, Микеле Плачидо, их радостно приветствовали на улицах Алма-Аты. В жюри вошли Тео Ангелопулос, Франка Потенте, Вадим Абдрашитов.

Победителями конкурса тогда стали все-таки российские фильмы -- «Настройщик» Киры Муратовой, «Солнце» Александра Сокурова, а вот обласканный международными фестивалями «Охотник» Серика Апрымова оказался обойденным вниманием на родине.

Еще два года фестиваль пытался следовать заявленному пути, собирая фильмы Центрально-Азиатского региона и тюркоязычных стран и смешивая их с российскими и европейскими. Но все меняется, и казахстанский кинематограф, не выдержавший нажима европейского арткино и пока не сумевший стать базой для Голливуда, обратил внимание на собственный рынок и собственного зрителя. Уже в прошлом году на открытии фестиваля министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев сообщил: «Мы на пороге принятия закона о кинематографе. Сейчас обсуждаем вопрос о том, чтобы на пять лет освободить отрасль от налогов и благодаря этому и другим средствам построить мощную современную киностудию, которая бы соответствовала всем современным техническим требованиям, потому что конкурентоспособной может быть только та страна, которая развивает свою культуру, искусство».

В этом году артдиректор фестиваля Гульнара Абикеева объявила о смене концепции конкурса: «В конкурсной программе фестиваля будут участвовать только пять стран Центральной Азии: Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Это обусловлено активным развитием в последние годы кинематографа этих стран». Активность не равномерна. Четыре казахских фильма, четыре узбекских -- в этих странах развитие кино действительно происходит в основном за счет государственной поддержки, но и зрители понемногу привыкают смотреть фильмы «про себя», в то время как в Туркмении, Киргизии и Таджикистане кино еще является штучной редкостью. Этот зреющий прокат диктует и свои условия, нужны картины не артхаусные, даже не блокбастеры (они слишком накладны при неразвитости внутреннего кинорынка), а простые истории, желательно комедии или мелодрамы, с небольшим бюджетом, но внятным и увлекательным сюжетом.

Что же касается просветительской миссии фестиваля, то она даже усилилась: в этом году в семи программах будет показано семьдесят фильмов, из них двадцать казахских, поскольку решено ознакомить публику с казахской новой волной. Планируется также вечер памяти Айтматова. Из российских картин зрители смогут увидеть «Русалку» Анны Меликян, «День Д» Михаила Пореченкова, «Шультес» Бакура Бакурадзе, «Пленного» Алексея Учителя. Американское и европейское кино представлено в программе «Лауреаты международных кинофестивалей».

И главное новшество -- юбилейный фестиваль пройдет в этом году не в Алма-Ате, а в Астане, в честь десятилетия новой столицы.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино