Вчера президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил, что республика начинает обустройство своей государственной границы с Грузией: «Недалеко то время, когда мы воздвигнем пограничные столбы». А министр иностранных дел республики 52-летний Мурат ДЖИОЕВ подтвердил: «Никаких западных миротворцев или международных полицейских сил в Южной Осетии не будет. Этот вопрос нами даже не обсуждается». О том, как дальше Южная Осетия намерена строить свою государственность, г-н Джиоев рассказал «Времени новостей».-- Мурат Кузьмич, какие шаги предпримет МИД Южной Осетии, учитывая признание Россией 26 августа ее независимости?-- Независимости мы добивались с момента образования республики Южная Осетия (в 1991 году. --
Ред.).
Наш народ ориентирован на Россию, поэтому для нас самым главным является признание со стороны Российской Федерации. Мы намерены развивать отношения с Россией во всех областях. В Цхинвали уже выделено помещение под российское посольство, готовится двустороннее дипломатическое соглашение.
-- Можно ли ожидать в будущем объединения Южной и Северной Осетии в составе России?-- Осетия оказалась разделенной административной границей на Южную и Северную в советское время. Межгосударственной эта граница стала лишь в 1991 году. Об объединении мечтает каждый осетин, где бы он ни жил. Мы не форсируем события. Пока будем жить в том государстве, которое мы создали. В дальнейшем народ Южной Осетии определит, с кем ему жить и дружить. Выбор будет сделан в рамках национального законодательства и международного права. До сих пор Южная Осетия не сделала ничего, что противоречило бы международно-правовым нормам.
-- Президент Эдуард Кокойты заявил, что на территории Южной Осетии будут размещены российские военные базы...-- Российские миротворческие силы находились в зоне конфликта в соответствии с Сочинскими соглашениями от 24 июня 1992 года. Этот документ никто, даже грузинская сторона, не отменял. Российские миротворцы, которым мы полностью доверяем, будут находиться в республике столько, столько нужно для обеспечения мира в регионе. Россия обязана защищать своих граждан. Мы обратились к Москве с просьбой усилить миротворческие силы. Теперь, после признания Южной Осетии Россией, мы заключим соглашение в сфере безопасности, в котором будет определено количество войск, места их расположения. Заранее говорить об этом нецелесообразно.
-- Грузинские войска начали возвращаться на покинутые прежде позиции. Это угрожает безопасности Южной Осетии?-- Войска Грузии пытаются закрепиться в зонах безопасности в юго-восточной части Южной Осетии, где, к сожалению, нет российских миротворцев. Присутствие там грузинских сил создает угрозу безопасности. Мы пытаемся вести переговоры с грузинской стороной с тем, чтобы эти войска, незаконно находящиеся на югоосетинской территории, ее покинули. Пока ситуация остается напряженной.
-- С кем Южная Осетия готова вести переговоры в Грузии?-- Нынешнее руководство Грузии полностью себя скомпрометировало и показало неспособность к диалогу. Оно может лишь нагнетать напряженность и усложнять ситуацию. Я надеюсь, что народ Грузии прозреет и примет мудрое решение относительно своего руководства. В нынешнем руководстве мы не видим людей, с которыми можно вести диалог.
-- От каких стран помимо России вы ожидаете признания?-- Трудно сказать, но мы надеемся, что примеру России последуют другие страны, которые реально оценивают ситуацию.
-- Как вы относитесь к тому, что на стороне грузинской армии воевали украинские добровольцы?-- Украинское руководство поддерживает режим Саакашвили, которому все годы после «оранжевой революции» 2004 года продавало оружие. В начале августа нас обстреливали из украинских винтовок. В боевых действиях против Южной Осетии принимали участие украинские наемники. Но я не хотел бы отождествлять украинский народ с украинским правительством. Тем более что к нам обращается много украинских друзей, которые выражают несогласие с политикой президента Виктора Ющенко.