Время новостей
     N°163, 05 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2008
Валентин Балахничев: Мы идем по восходящей
Из 72 медалей, завоеванных россиянами на завершившихся в Пекине Олимпийских играх, 25% приходятся на долю легкоатлетов. Такое же соотношение и по золотым наградам. Получив накануне Игр громкий скандал, связанный с отстранением от соревнований под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) пяти потенциальных олимпийских медалистов, сборная России по легкой атлетике превысила свой олимпийский результат, показанный четыре года назад в Афинах. Корреспондент «Времени новостей» Борис ВАЛИЕВ попросил прокомментировать выступление наших легкоатлетов в Пекине президента Всероссийской федерации легкой атлетики, члена совета ИААФ Валентина БАЛАХНИЧЕВА.

-- Валентин Васильевич, первый вопрос неизбежен: как в целом руководитель российской легкой атлетики оценивает показатели своей команды на Олимпиаде?

-- Считаю, причем в данном случае буквально, что выступили успешно. Если считать очки, завоеванные легкоатлетами на трех последних Олимпиадах, мы идем по наступательной: В Сиднее в 2000 году их было 132, в Афинах -- 192, а в Пекине -- 200. Напомню, что очки команде приносят те спортсмены, которые попали в восьмерку лучших в своей дисциплине. Что касается медалей, мы примерно остались на том же уровне, который был на предыдущей Олимпиаде. Там было 20 медалей и шесть золотых. Здесь 18 наград в целом и то же количество золотых. Но зато сумели избежать допинговых скандалов, таких, который случился в Афинах с толкательницей ядра Ириной Коржаненко. Нам не хватило двух золотых медалей, чтобы в командном зачете опередить американцев и занять первое место.

-- В этой связи очередной очевидный вопрос: на ваш взгляд, мы бы имели эти две золотые награды, не потеряв накануне Игр пять ведущих атлетов?

-- При всей своей простоте вопрос очень сложный. Конечно, по-моему мнению, бегунья на 800 и 1500 метров Елена Соболева должна была выиграть в Пекине две золотые медали. С учетом невнятного выступления дискоболок, где абсолютно неожиданно победила американка, был хороший шанс стать олимпийской чемпионкой и у лидера сезона Дарьи Пищальниковой. Метательница молота Гульфия Ханафеева тоже, естественно, была бы среди основных претендентов на "золото". Но что сейчас об этом говорить, ведь история, как известно, не терпит сослагательных наклонений. Тем более, как знать, может быть, именно эти события, случившиеся перед Олимпиадой, сплотили команду, хотя мы постарались максимально оградить ее от скандала. Ни один тренер олимпийской сборной не участвовал в этих разборках. Федерация все взяла на себя. Спасибо в этой связи и тем спортсменам, которые оказались среди подозреваемых в подмене проб: при всей случившейся для них катастрофе они отложили все разбирательства до окончания Игр.

-- Как вы, член совета ИААФ, оцениваете действия этой организации, отлучившей за несколько дней до Игр пять российских олимпийцев, виновных, по ее мнению, в подмене внесоревновательных допинг-проб?

-- Две разные ДНК в пробах, принадлежавших по документам одним и тем же спортсменам. Как могло это произойти? Мы создали комиссию во главе с многолетним членом ИААФ Игорем Тер-Ованесяном, которая, начав свою работу в минувшую среду, должна ответить на этот вопрос. Спортсмены пока не давали никаких объяснений, но лично у меня, например, есть много вопросов к представителям компании International Doping Tests & Management (IDTM), частной шведской акционерной организации, которая по контракту с ИААФ занимается сбором допинг-проб во всем мире. Никаких взаимных претензий ни у семи наших спортсменов во время сдачи анализов, ни у заборщиков проб не было, о чем свидетельствуют их подписи на соответствующих документах. А теперь вдруг у всех разные ДНК. Если кто-то и совершил подмену, то в сложившейся ситуации это, на мой взгляд, могли сделать только те люди, которые участвовали в заборе проб. Что же касается непосредственно вашего вопроса, считаю, что ИААФ должна была начинать расследования по этим вопросам намного раньше, по мере поступления информации и в постоянном контакте с нами. Ведь наших спортсменов, еще раз подчеркну, обвиняют не в применении допинга, а в подмене проб. Цена этим подозрениям -- участие в Олимпийских играх.

-- Ваша оценка выступлению команды в Пекине в целом понятна, а если пройтись по персоналиям, кто, например, больше всего порадовал?

-- Не могу кого-то конкретно выделить. Конечно, самой неожиданной была победа наших девушек в эстафете 4х100 метров. А самой волнительной -- «золото» Елены Исинбаевой, потому что оно было самым ожидаемым. Представляю, какой психологический удар все мы получили бы, если у Лены, не дай бог, не получилось. В этой связи, кстати, на особом месте в моем представлении стоит и первая победа ходока Валерия Борчина, вселившая уверенность всей команде. Без этого «золота» волнения на старте, не сомневаюсь, было намного больше. Фактор «главное вовремя начать», как показывает практика, срабатывает очень часто.

Вообще две золотые и одна бронзовая медали в ходьбе мы считаем своей большой удачей, ведь в легкой атлетике хозяева, китайцы, делали едва ли не главную ставку на эту дисциплину.

Блестящая победа в стипль-чезе с мировым рекордом Гульнары Самитовой-Галкиной тоже, конечно, вызвала бурю эмоций, не говоря уж о «золоте» с трудной судьбой прыгуна в высоту Андрея Сильнова. Помните, наверное, как он попадал в олимпийскую команду. Сначала после четвертого места, занятого на отборочном чемпионате России, президиум Всероссийской федерации легкой атлетики, руководствуясь спортивными принципами отбора, проголосовал шестнадцатью голосами против пяти против его участия в Играх. Но затем, когда на международном турнире в Лондоне Андрей прыгнул на 2,38, я попросил президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева рассмотреть снова этот вопрос, теперь уже на предстоящем заседании исполкома ОКР. Там за Сильнова проголосовало подавляющее число участников заседания, в том числе и Тягачев. Хотя замечу, что были и противники.

-- Многие западные издания написали о том, что лишь одно поражение неоспоримо стало бы шоком для всех россиян -- это поражение Исинбаевой. Вам бы точно этого не простили, забыв даже о том, что Елена ни одного дня не тренировалась в составе сборной России?

-- Поэтому я и сказал, что ее победа стала самой волнительной. В Афинах, если помните, главной соперницей Исинбаевой была россиянка Светлана Феофанова. А в Пекине это была американка Дженнифер Стучински, которой в итоге вопреки всем правилам дали четвертую попытку на высоте 4,90. Об этом можно писать отдельное журналистское расследование. Сейчас я не хочу вдаваться в подробности, скажу лишь, что в тот момент постоянно был на мобильной связи с Людмилой Маслаковой, работником нашей федерации, отвечающей помимо прочего за подачу протестов. Если бы Стучински с четвертой попытки, которую она получила из-за мнимой ошибки судей, взяла 4,90, они тут же получили бы наш протест. С другой стороны, точнее, с политической точки зрения, даже хорошо, что судьи позволили американке сделать этот четвертый прыжок. В противном случае мы бы сейчас получили, на фоне общего негодующего шума, заявление о том, что Исинбаева выиграла нечестно. Я, кстати, потом спросил Лену о том, как она отнеслась к судейскому решению позволить Стучински в четвертый раз прыгать на одной и той же высоте? Она ответила: «Я им сказала: делайте, что хотите, только не мешайте мне отдыхать и готовиться к следующей попытке»

-- Поскольку мы поговорили о положительном, к месту вопрос о том, кто вас больше всего разочаровал?

-- К сожалению, команда опять разделилась на две части: на тех, кто прилетел в Афины бороться за медали, и тех, кто посчитал пиком своего выступления в этом сезоне попадание в олимпийскую команду и в Пекине проиграли очень много даже своим личным достижениям в нынешнем сезоне. Мы разберемся и сделаем соответствующие выводы.

-- Выступление Татьяны Лебедевой в Пекине -- это, на ваш взгляд, триумф или трагедия?

-- Конечно, триумф: человек за три Олимпиады завоевал одну золотую, три серебряные и одну бронзовую медали! Такая стабильность на вес золота. Хотя, конечно, этот проигранный в Пекине сантиметр, который судьи отыскали в песке, Тане будет долго сниться в кошмарных снах.

-- Уже во время Олимпиады пошли разговоры о том, что наши олимпийские чемпионы Афин бегун на 800 метров Юрий Борзаковский и дискоболка Наталья Садова в Пекине специально не попали в призеры, опасаясь проверки на допинг. Что вы об этом думаете?

-- Для начала скажу, что во время Олимпиады допинг-контроль прошли 59 российских легкоатлетов, а всего у нас было взято 75 проб (некоторые, как, например, Гульнара Самитова, прошли эту процедуру несколько раз), и не одна, слава богу, не дала положительный результат. Подозревать в этом смысле не попавших на пьедестал Садову и Борзаковского -- полнейшая чушь. Не углубляясь в серьезный анализ, выражу свое мнение: Садовой после двухлетней дисквалификации не хватило соревновательной практики, а Борзаковский вместе со своим личным тренером Вячеславом Евстратовым допустил, по моему мнению, методическую ошибку на последнем этапе олимпийской подготовки, связанной главным образом с акклиматизацией. Но это поражение, насколько я знаю, подстегнуло Юру и Вячеслава Макаровича на новые свершения, связанные с Играми-2012 в Лондоне.