|
|
N°52, 26 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Польские миротворцы готовы служить на юге России
Трехлетие своего пребывания в Североатлантическом альянсе Польша отметила проведением на своей территории крупных учений НАТО Strong Resolve-2002. О том, чувствует ли себя Варшава в безопасности благодаря новым союзникам, спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила начальника генштаба польских вооруженных сил генерала Чеслава ПИОНТАСА, который встретился на днях с российскими журналистами.
-- Нам уютно в семье НАТО. Цель военных учений Strong Resolve-2002 на территории Польши (в которых участвовали 15 стран НАТО и 11 стран -- участниц программы «Партнерство ради мира») -- лучшая подготовка к миссии по поддержанию мира. Солдаты должны быть подготовлены к сражению без врага.
-- У Польши нет врагов?
-- Мы не видим прямых угроз. Исторически Польша имела проблемы и на Западе, и на Востоке: со стороны Германии, России, Украины. Кажется, еще Клаузевиц сказал, что агрессия всегда исходит со стороны соседей. Теперь и с воздуха, и из космоса, и по-прежнему от соседей. А наши соседи имеют вооруженные силы. И Россия, одна из них, имеет крупные подразделения вблизи Польши. Уверен, они нам не угрожают, но они же есть. И мы, военные, должны поддерживать определенный баланс. Мы значительно сокращаем вооруженные силы, исходя из финансовых возможностей, имеющихся угроз и требований НАТО, но мы должны быть готовы выполнить наши обязательства в случае угрозы кому-то из союзников. А вообще надо строить стабильную и мирную Европу. Вместе с Россией, потому что она тоже в Европе. И с постоянным присутствием американских подразделений в Европе, с НАТО, нашими союзниками, которые очень отличаются от наших союзников 50--70-х годов.
-- Чем же?
-- Новые союзы направлены на предотвращение кризисов, открыты для масштабного сотрудничества по поддержанию мира. Я горд, что польский генерал является помощником верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе по миротворческим операциям.
-- Почему именно Польша стала полигоном для учений по отработке миротворческих операций НАТО?
-- У нас большой опыт миротворческих миссий. В 1953-м это были Вьетнам и Корея, потом Африка, Ближний Восток, в последнее время -- Южная Европа. Мы готовы к развертыванию в Афганистане. В трагических событиях 11 сентября погибли и польские граждане. У нас очень болезненный опыт войны, и мы знаем, что наилучший способ обезопасить Польшу -- остановить конфликт вдали от наших границ. Около двух тысяч наших миротворцев несут службу в Боснии, Македонии, Косово, а также в Ливане, на Голанских высотах, в Сирии. Посылая их в миротворческие миссии, мы должны держать шесть тысяч им на замену. Она происходит каждые полгода, миротворцы отдыхают, проходят переподготовку. Только так «машина» может работать. И кто знает, может быть, в будущем наша помощь потребуется и в некоторых бывших советских республиках или, например, на юге России. Там тоже есть элементы нестабильности.
-- Польша скоро вступит в ЕС. Как должны строиться взаимоотношения НАТО и Евросоюза?
-- Новые военные возможности Евросоюза главным образом тоже направлены на проведение миротворческих операций. В Америке вооруженные силы развиваются очень быстро, в Европе -- медленнее. И США подталкивают Европу делать больше для своей защиты. Текущее разделение ответственности: НАТО -- статья 5 Североатлантического договора, то есть коллективная оборона, ЕС -- главным образом ориентация на миротворческие операции. Идея в том, чтобы заместитель верховного главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе являлся командиром европейского подразделения, сформированного и ЕС, и НАТО. Подразделения под двумя «крышами». Это шаг к будущей более тесной кооперации между НАТО и Европой. В повестке дня ноябрьского саммита в Праге -- два основных вопроса: будущая стратегия НАТО и его расширение. Я вижу возможность кооперации, но не дублирования. И НАТО, и ЕС -- бюрократические организации. Они должны попытаться согласовать свои миссии и задачи. Ведь никто не может себе позволить держать вооруженные силы и для НАТО, и для ЕС.
-- Польша -- участник ДОВСЕ, договора об обычных вооруженных силах в Европе. В России сейчас многие опасаются: если балтийские страны будет приняты в НАТО без их предварительного подключения к ДОВСЕ, это может вызвать дестабилизацию на «флангах».
-- Это наследие прошлого. Ребята в Вене занимаются решением этой проблемы. Думаю, нам надо сесть еще раз и обсудить ее. Договор был направлен на обеспечение стабильности. Это был первый шаг в строительстве мер доверия. Мы должны продолжить обсуждение. Есть возможности иметь оружия больше, но мы открыты для полного соблюдения потолка наших вооружений. У балтийских государств немного оружия. Все можно решить. Было бы желание.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ