|
|
N°52, 26 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поворот вокруг «оси»
Пхеньян решил возобновить общение с Сеулом и Токио
С приходом весны в отношениях между Северной и Южной Кореей наступило потепление, неожиданное для многих специалистов по неспокойному региону. На следующей неделе в Пхеньян отправится спецпосланник президента Республики Корея Лим Донг Вон, один из главных архитекторов сеульской политики «солнечного тепла» в отношении суровых коммунистических братьев на Севере. Ожидается, что Лима примет северокорейский лидер Ким Чен Ир.
Инициатива встречи исходила от президента Ким Дэ Чжуна, который надеется ослабить напряженность в отношениях между двумя Кореями и возобновить сошедший на нет диалог. Триумфальный саммит двух Кимов летом 2000 года не открыл дорогу устойчивому развитию отношений между Сеулом и Пхеньяном. Ким Чен Ир так и не выполнил обещание приехать на Юг с ответным визитом, железную дорогу через демилитаризованную зону северяне так и не восстановили, встречи разделенных друг с другом уже полвека родственников свернуты. Теперь перспектива возобновления контактов вновь стала осязаемой -- южнокорейское кабельное телевидение YTN сообщило со ссылкой на источники в президентском окружении, что в ответ на визит спецпосланника в Сеул на открытие чемпионата мира по футболу 31 мая может приехать «человек номер два» северокорейской иерархии Ким Ен Нам. Эксперты полагают, что одной из задач миссии Лим Донг Вона станет обсуждение мер военно-политической безопасности на время проведения этого крупного спортивного мероприятия.
В конце минувшей недели из Пхеньяна поступило еще одно важное внешнеполитическое заявление -- КНДР готова возобновить переговоры с Токио о судьбе 11 пропавших без вести в 70--80-е годы японских граждан, которые, как утверждает Япония, похищены агентами северокорейской разведки. Северокорейское общество Красного Креста обещало продолжить расследование по поводу исчезнувших японцев. Никто не может толком объяснить, зачем северяне их украли -- в Токио полагают, что из них хотели сделать шпионов либо планировали использовать для обучения агентов спецслужб языку и обычаям японцев. Однако на прошлой неделе кабинет Коидзуми пригрозил прекратить продовольственную помощь КНДР, если Пхеньян не начнет сотрудничать в деле поиска похищенных. Атмосфера накалилась после того, как на прошлой неделе к списку краденых японцев добавилась Кэйко Аримото -- 23-летняя студентка исчезла из Лондона в 1983 году.
Очевидно, что главным стимулом для смягчения Пхеньяна стало январское заявление Джорджа Буша о принадлежности КНДР к «оси зла». Япония последовала за союзником, ужесточив тон разговора с режимом Ким Чен Ира. После этого стоящие у власти в Сеуле сторонники диалога с Севером ощутили, что почва уходит у них из-под ног -- Пхеньян совсем перестал имитировать миролюбие по отношению к Югу, лишив Ким Дэ Чжуна аргументов в пользу разумности политики «солнечного тепла». Оценив ситуацию, руководители КНДР решили возобновить контакты с Сеулом и Токио, пытаясь тем самым разрядить обстановку. Скептики предрекают, что после весенних дружественных контактов все вернется на круги своя -- получив гуманитарную помощь и внешнеполитическую передышку, Пхеньян вновь ожесточится.
Александр ЛОМАНОВ