Время новостей
     N°161, 03 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2008
Считалка пользователей Рунета
Недавно полученные консалтинговой компанией Focus+ результаты исследования рынка широкополосного доступа к Интернету (ШПД) ситуацию скорее запутали, чем прояснили: получилась еще одна оценка, не совпадающая с предыдущими.

При анализе российских рынков было бы опрометчиво опираться на данные, публикуемые самими участниками, цифры могут быть сильно завышены. Высокотехнологичные рынки в этом смысле не исключение. Год назад, например, IDC была вынуждена пересмотреть свои методики и даже ввела «индекс доверия» для российских компаний, предоставляющих IT-услуги. Ситуация на московском рынке ШПД ясностью тоже не отличается. Раз ориентироваться на отчеты игроков нельзя, надо обратиться к аналитикам -- но и они расходятся в оценках. Результаты исследования Focus+ противоречат данным iKS Consulting и J'Son & Partners.

Focus+ оценивала московский рынок ШПД посредством телефонного опроса и выяснила, что доля лидера рынка «Комстар» на конец второго квартала 2008 года (бренды МГТС и «Стрим») составляет 33,6%, «Акадо» -- 18%, а «Корбина» с 15,9% замыкает тройку лидеров. Эти показатели существенно отличаются от рыночной аналитики J'Son & Partners и iKS Consulting, которые оценивают рынок на основе открытых источников информации и данных клиентов. Их результаты также разнятся между собой, хотя и не радикально. Например, доля «Комстара» составила 36% по версии J'Son & Partners и 35% по подсчетам iKS Consulting, «Корбины» -- 19,6 и 19%, «Акадо» -- 22,3 и 21% соответственно. Более заметные различия можно обнаружить при сравнении этих данных с цифрами от Focus+, полученными по другой методике. Так, доля NetByNet по результатам телефонного опроса Focus+ оказалась почти в 3,5 раза ниже (2,4%), чем результат, полученный J'Son & Partners (8,3%).

Эксперт фонда «Финам -- Информационные технологии» Дмитрий Родионов считает, что такие исследования в принципе не могут быть абсолютно достоверными. Как утверждает аналитик, именно по этой причине «Финам» пользуется данными сразу от нескольких компаний: за наиболее объективный результат принимается нечто среднее между предельными значениями того или иного показателя.

Разница в результатах свидетельствует о несовершенстве методик исследования. Подсчеты на основе информации от операторов (т.е. участников рынка) предполагают непростую процедуру верификации исходных данных -- исследователь обязан допускать возможность того, что они завышены. Например, NetByNet в преддверии продажи бизнеса выгодно показать в публичных отчетах как можно большее количество абонентов. «Комстар» почему-то не показывает отдельно доли по «Стрим» и МГТС. Большинство участников рынка -- как, например, «Акадо» -- не являются публичными компаниями, и их информацию аналитику сложно проверить на достоверность.

Подобных примеров противоречий хватает. Как заявляет исполнительный вице-президент «Вымпелкома» по развитию бизнеса в России Жан-Пьер Вандромм, число их абонентов ШПД в Москве достигает 447 тыс. человек, включая 94 тыс. абонентов сети Wi-Fi. Между тем в исследовании J'Son & Partners за второй квартал 2008 года данные по «Корбине» (425 тыс. пользователей) не включают как раз те самые 94 тыс. абонентов Wi-Fi компании «Голден Телеком».

Аналитик компании iKS Consulting Антон Ворыхалов говорит о том, что к противоречивым оценкам приводит политика самих операторов: на данный момент они заинтересованы скорее в выгодном позиционировании компании, нежели в получении объективной картины рынка. По мнению эксперта, в такой ситуации единственным точным ориентиром для оператора является внутренняя статистика по договорам.

Не гарантируют получения достоверной аналитики также телефонные или интернет-исследования. В случае телефонных опросов высокая погрешность оценки обусловлена сложностью задачи составления репрезентативной выборки (при выборе респондентов следует, в частности, учитывать присутствие или отсутствие того или иного оператора в определенном районе столицы, и это только одна из сложностей). Исследования, проводимые посредством онлайн-опросов, также не свободны от методических недостатков. Есть, например, категории пользователей (дети, пенсионеры, просто невнимательные к бытовым мелочам пользователи), которых вопрос о провайдере ШПД поставит в тупик. Они остаются за рамками исследования.

Эксперты считают, что сегодня нет удовлетворительной методологии исследования московского рынка ШПД. Ни одна из существующих методик не позволяет выявить реальную картину противостояния игроков на этом рынке. Как следствие, они вынуждены опираться на собственные, доморощенные методики исследования.

Так, руководитель пресс-службы «Акадо-Столица» Дмитрий Захаров видит главную причину недостоверной статистики по рынку в отсутствии единой методологии исследований: каждая компания считает по-своему и, как правило, в свою пользу. Если же цель все-таки объективность, то, как считает Дмитрий Захаров, компаниям следует стремиться к прозрачности бизнеса.

В «Комстаре» добавляют, что ориентируются на свои оценки абонбазы и роста числа пользователей, а показателем динамики является собственная доля подключений услуги доступа в Интернет среди телефонных абонентов МГТС.

Четкой позиции придерживается генеральный директор «Корбины Телеком» Александр Малис. На его взгляд, существует лишь один метод получения непротиворечивой информации о рынке -- «полевое» исследование, проведенное собственными силами компании, но по всем требованиям математико-статистической науки.

Иными словами, участники рынка должны сами обеспечивать себя аналитической информацией, вместо того чтобы предоставить аналитикам достоверную отчетность и воспользоваться результатами независимых исследований.

Денис БЫСТРОВ