|
|
N°52, 26 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Касьянов -- это Косыгин сегодня
Монголы с умилением встречают «большого человека из братской страны»
Российский премьер Михаил Касьянов приехал на два дня в Улан-Батор в надежде подтолкнуть развитие двусторонних экономических связей. После визита в Монголию в ноябре 2000 года президента Путина разговоры о том, что Москва опрометчиво «забыла» и «бросила» братьев-монголов, утихли сами собой. Однако возобновление дружеских связей не принесло нового расцвета в области экономики. Товарооборот по-прежнему небольшой, а спорные вопросы так и не решены.
По словам самого Касьянова, оставшийся за Монголией с советских времен долг в размере 11,5 млрд долл. является «давно наболевшей проблемой». После встречи с монгольским премьером Намбарыном Энхбаяром российский гость радостно заявил, что Улан-Батор признает существование долговой проблемы и настроен на ее скорейшее решение. Не секрет, что монгольское руководство ставит вопрос о полном списании долга, тогда как Москва готова списать лишь часть и реструктуризировать график выплаты остатка. В этот раз Касьянов предложил использовать «схему конверсии долга в инвестиции», допуская вариант, при котором российские компании будут использовать долги для выкупа акций совместных предприятий в Монголии. «Уверен, что многие российские предприниматели заинтересуются объектами, которые будут предложены для приватизации», -- заявил российский премьер.
В недавнем интервью монгольскому агентству «Монцамэ» Касьянов заявил, что ныне в Монголии действует более 200 российско-монгольских совместных предприятий, однако базой сотрудничества служат «три кита» -- горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», объединение «Монголросцветмет» и АО «Улан-Баторская железная дорога», которые «играют ключевую роль в монгольской экономике». Российская сторона заявляет, что хочет повысить эффективность этих предприятий, увеличив свое присутствие в экономике Монголии. Москву более всего заботит увеличение нынешней 49-процентной доли российского капитала в компании «Эрдэнэт». Однако монгольские друзья вряд ли согласятся обменять акции комбината на уменьшение долгового бремени. Премьер Энхбаяр заявил, что Улан-Батор не меньше Москвы заинтересован в увеличении своей доли в «Эрдэнэте».
Впрочем, на медном ГОКе свет клином не сошелся, и Касьянов порекомендовал ряд иных перспективных проектов. Российские компании выступают с предложениями по поводу газификации Монголии, создания в стране производства по переработке сибирского газового конденсата и прокладке через монгольскую территорию нефтепровода в Китай. Строительство трубы могло бы стать выгодным для обеих сторон, однако этот вопрос не может быть решен на уровне двусторонней договоренности Москвы и Улан-Батора. Заказчиком строительства нефтепровода является Пекин, а китайцы решительно отвергают планы проведения трубы через монгольскую территорию. В Улан-Баторе надеются, что приезд Касьянова поможет снизить высокие, по мнению монгольской стороны, железнодорожные тарифы, таможенные акцизы и пошлины, препятствующие росту экспорта в Россию. Сторонам уже удалось снять ограничения на поставки монгольского мяса.
Существующие трудности не уменьшают радости монгольского народа по поводу приезда Михаила Касьянова. Ветеран войн 1939 и 1945 гг. Галдангийн Пунцаг из города Дархан сказал агентству «Монцамэ» буквально следующее: «За визитом большого человека братской страны стоит какой-то смысл. После визитов в Монголию руководителя Брежнева в 1966 году, премьер-министра Косыгина в 1971 году оказана большая помощь. Как говорилось тогда, на социалистическое созидание были брошены колоссальные средства и силы, благодаря чему Улан-Батор обрел новый облик, были воздвигнуты города Эрдэнэт, Дархан, Хутул». Ветеран с умилением сказал, что недавний визит в Монголию Путина и нынешний приезд Касьянова напоминают ему события 30-летней давности.
Александр ЛОМАНОВ