В Назрани в ночь на вторник прекратился митинг, организованный в знак протеста против
убийства одного из лидеров ингушской оппозиции Магомеда Евлоева, изначально объявленный бессрочным. Участники митинга заявили, что они были разогнаны ОМОНом, который применил огнестрельное оружие, в результате чего было ранено несколько человек. В МВД и прокуратуре, в свою очередь, заявили, что не было не только стрельбы, но вообще какого-либо насилия -- митингующие якобы сами разошлись после уговоров милиционеров.
Так или иначе, но исход ночного митинга уже вчера днем едва не стал поводом для новых столкновений. Участники ночного действа, их родственники и знакомые едва не пошли на штурм той площади, которую ночью они покинули. Лишь усилия лидеров оппозиции, отговаривавших разгоряченную молодежь не штурмовать площадь, занятую ОМОНом, не дали разгореться страстям. Впрочем, сами политики признаются, что контролировать противников президента республики становится все сложнее.
Владелец оппозиционного сайта «Ингушетия.ру» Магомед Евлоев, чья гибель и стала поводом для митинга,
был застрелен 31 августа в милицейской машине. По официальной версии, сотрудники МВД задержали г-на Евлоева для принудительной доставки на допрос в качестве свидетеля, но по пути произошел непроизвольный выстрел, и пуля попала оппозиционеру прямо в висок. Соратники г-на Евлоева с такой трактовкой событий на согласились, посчитав его гибель расправой со стороны властей. Прошедшие 1 сентября похороны г-на Евлоева переросли в митинг протеста на улице Московская в районе городского автовокзала Назрани. Его участники потребовали наказания убийц и отставки главы Ингушетии Мурата Зязикова. Протестующие заявили, что не разойдутся до тех пор, пока не будут удовлетворены их требования. В ночь на понедельник на площади оставалось порядка 150 человек, в основном молодежь.
Как рассказал один из организаторов акции Магомед Хазбиев, атака ОМОНа на демонстрантов началась вчера на рассвете. Участники митинга только закончили утреннюю молитву, когда увидели, что ОМОН, опустив стекла на шлемах, со щитами двинулся на их лагерь. «Меня ребята сразу стали заталкивать в машину, говоря, что у милиции главная цель -- убить меня, -- рассказал г-н Хазбиев. -- Но я хорошо видел, как народ стал собирать камни и разбивать строительные блоки, чтобы отбиваться. Потом они сошлись в рукопашную. Когда омоновцы поняли, что просто так нас не взять, стали стрелять из автоматов и пулеметов -- в воздух и по ногам. Вот тогда-то они и ранили несколько человек. Сколько точно, не знаю. Мы уже давно не отправляем раненых в наши больницы. Туда сразу приезжают силовики. Поэтому, если кто-то пострадал, его везут во Владикавказ или в Грозный».
В МВД и прокуратуре Ингушетии рассказывали свою версию окончания митинга. Вечером 1 сентября и ночью милиция проводила переговоры с собравшимися о необходимости разблокировать улицу, но без успеха. «Тогда сотрудники МВД обступили собравшихся со всех сторон, и те сами отказались от проведения акции», -- заявил прокурор республики Юрий Турыгин. По его словам, руководство МВД проинформировало его о том, что никакие спецсредства в отношении участников митинга не применялись.
Тем не менее участники митинга вчера горели желанием отомстить за ночной погром. По словам одного из организаторов акции, вчера сразу в четырех местах Назрани стали собираться группы молодежи, призывавшие своих знакомых двинуться к автовокзалу. Площадь на Московской улице Назрани вчера с утра была заполнена ОМОНом и бэтээрами, а соседние улицы перекрыты сотрудниками ГИБДД. Удержать молодежь от насилия лидерам оппозиции, по их утверждению, стоило большого труда. Так или иначе, но до вечера сообщений о новых стычках из Назрани не поступило.
Вчера же стало известно, что в отношении Макашарипа Аушева и Магомеда Хазбиева -- лидеров ингушской оппозиции и соратников г-на Евлоева -- было возбуждено уголовное дело по факту оказания сопротивления сотрудникам милиции. По словам самого г-на Аушева, об этом они узнали через третьих лиц. Вчера днем в их дома несколько раз приходили милиционеры, которые и сообщили их близким о возбуждении дела. Как сказал г-н Аушев, поводом послужили заявления двух сотрудников охраны главы МВД Ингушетии, участвовавших в задержании г-на Евлоева перед его гибелью. Соратники оппозиционера тогда пытались догнать кортеж МВД, увозивший Евлоева, но смогли остановить только одну машину. По мнению Макашарипа Аушева, с помощью этого уголовного дела власти пытаются избавить от ответственности убийц Евлоева, а также начать преследование других лидеров оппозиции. В связи с этим он предположил, что в среду акции протеста в Назрани возобновятся.