В ближайшие дни, возможно уже сегодня, российский президент Дмитрий Медведев встретится в Сочи с лидером Приднестровской Молдавской республики Игорем Смирновым. «Мы готовимся к серьезному разговору», -- сообщил вчера вечером помощник главы российского государства Сергей Приходько. Как раз в этот момент приднестровская столица Тирасполь готовилась к праздничному салюту. Он прогремел не в связи с предстоящими переговорами, конечно, а в честь 18-летия существования республики. Она была учреждена 2 сентября 1990 года на стыке тогда еще советских Молдавии и Украины, но с тех пор ее так никто и не признал.
Однако в отличие от непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии, где нерешенность проблемы со статусом вылилась в августовскую кавказскую войну с Грузией, вероятность повторения вооруженного конфликта в Приднестровье сейчас минимальна, хотя молдаване и приднестровцы тоже воевали в 1992 году. Россия является одним из главных посредников в урегулировании между Кишиневом и Тирасполем и, по данным «Времени новостей», будет решать проблему исключительно путем переговоров. О возможных решениях Дмитрий Медведев и расскажет Игорю Смирнову, который вчера принимал военный парад в Тирасполе.
Торжества начались с возложения цветов к тираспольскому мемориалу героев Великой Отечественной войны, где похоронены и погибшие во время приднестровского конфликта 1992 года. «Самый оптимальный вариант разрешения ситуации вокруг урегулирования на Днестре -- признание Приднестровья Молдавией», -- заявил Игорь Смирнов. Он добавил: «Руководство России, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, подчеркнуло приоритетное значение волеизъявления народов при решении подобных проблем».
Но в Кремле не считают, что
признание Южной Осетии и Абхазии -- прецедент для аналогичных шагов Москвы в отношении Приднестровья. Не случайно за день до признания 26 августа независимости Абхазии и Южной Осетии президент
Дмитрий Медведев встретился в Сочи с молдавским коллегой Владимиром Ворониным. Российский лидер дал понять, что Москва готова приложить максимум усилий, чтобы решить приднестровский конфликт в рамках суверенитета Республики Молдова. «События в Южной Осетии показали, насколько опасным может быть конфликтный потенциал, который содержится в некоторых замороженных конфликтах», -- заявил тогда Медведев. Стоит отметить, что Владимир Воронин отказался от антироссийской риторики и пересмотрел свои взгляды по НАТО.
Главное отличие приднестровского конфликта от аналогичных проблем на Кавказе состоит в том, что здесь обе стороны воздерживаются от применения военной силы. После завершения войны в 1992 году Кишиневу и Тирасполю удается удерживать пусть хрупкий, но мир. Во многом это происходит благодаря российскому миротворческому контингенту. А давление со стороны Кишинева на Тирасполь носит не военный характер, а выливается в экономические и транспортные меры. Сегодня большинство молдавских и приднестровских политологов сходятся во мнении, что события на Кавказе послужат катализатором процесса ускорения переговоров между Кишиневом и Тирасполем.
России придется еще приложить много усилий, чтобы усадить стороны за стол переговоров. Первые шаги в этом направлении были сделаны весной, когда при посредничестве Москвы молдавский президент Владимир Воронин приехал в пограничные Бендеры на переговоры с Игорем Смирновым. 11 апреля состоялась сенсационная встреча двух политиков, игнорировавших друг друга семь лет, на которой они говорили о возобновлении диалога между двумя берегами Днестра.
Но контакты эти непостоянны. Сейчас отношения Тирасполя и Кишинева вновь обострились из-за того, что 29 августа правительство Молдавии высказалось против международного признания Абхазии и Южной Осетии. Кишинев "категорически" отверг "любые силовые методы решения конфликтных вопросов", но при этом не счел признание Абхазии и Южной Осетии "фактором стабилизации обстановки": «Как и в случае с признанием Косово, этот шаг лишь снижает ответственность сторон в поиске компромисса».
На ставшей уже традиционной пресс-конференции, прошедшей за два дня до Дня республики, Игорь Смирнов выдвинул ряд условий Кишиневу: «Урегулированию способствовали бы два фактора -- выход Молдавии из ГУАМ (ГУАМ с 1997 года объединяет Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. --
Ред.) и присоединение ее к союзу России и Белоруссии, а также введение в Молдове второго государственного языка -- русского». Но лидер Приднестровья и сам не верит в то, что его условия будут приняты: "Ничего этого нет и пока, судя по всему, не предвидится".
Так что Игорь Смирнов пока продолжает держать курс на независимость: «Такой курс будет и дальше. В 2006 году у нас был референдум о независимости с последующим присоединением к России. Подавляющее большинство наших граждан высказались и за первое, и за второе».
Однако хотя жители Приднестровья в минувшем августе и восприняли с завистью ликование абхазов и осетин, но никто не хочет признания независимости такой ценой, какую заплатили осетины, -- ценой человеческих жизней. Так что не исключено, что уже в сентябре возобновятся переговоры по статусу Приднестровья с подключением международных посредников. Кишинев уже призывает Тирасполь возобновить прерванные в конце февраля 2006 года переговоры в формате «пять плюс два» (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе плюс наблюдатели от США и Евросоюза).
Игорь Смирнов на это пока лишь осторожно заметил: «Европейцы в своей политике испытывают американское влияние. Все это накладывает отпечаток на их позицию». Он уверен, что «главным игроком в формате «пять плюс два» была и остается Россия, что связано и с ее дипломатическими ресурсами, и с эффективной миротворческой миссией, которую Москва проводит в регионе».
В Тирасполе и Кишиневе все больше экспертов склоняются к мнению, что стороны вернутся к «меморандуму Козака» (был разработан в 2003 году при участии Дмитрия Козака, тогда первого замглавы администрации президента России). В ноябре того же года план был парафирован, но потом отвергнут президентом Молдавии под влиянием Запада. «Меморандум Козака» предполагал федерализацию Молдавии с предоставлением Приднестровью широкой автономии и включал весьма важный для Тирасполя пункт: Приднестровье при возобновлении румынизации или выраженном желании Молдавии войти в состав Румынии получает уже не автономию, а независимость. Роль этого пункта может возрасти ввиду того, что ориентированные на Бухарест силы могут неплохо выступить на парламентских выборах в Молдавии (в этой стране президента избирает парламент), намеченных на 2009 год.