|
|
N°161, 03 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Кузнецов: Наш велоспорт сыплется на глазах
Ведущий российский специалист по велоспорту Александр КУЗНЕЦОВ, подготовивший олимпийских чемпионов по велоспорту Вячеслава Екимова и Михаила Игнатьева, отец знаменитой теннисистки Светланы Кузнецовой, не склонен разделять оптимистичную оценку руководителей российского спорта по поводу выступления нашей сборной на Олимпийских играх в Пекине. По его мнению, без кардинальных перемен на следующей Олимпиаде мы можем реально рассчитывать на 4--6-е места. Нашу беседу мы начали со стартовавшей на днях веломногодневки «Вуэльта», а затем переключились на темы, волнующие отечественный спорт.
-- Александр Анатольевич, как вы оцениваете шансы российских велогонщиков на нынешней «Вуэльте»?
-- Откровенно говоря, поводов для оптимизма у меня нет никаких. Представительство российских велосипедистов в «Туре Испании» мизерное -- всего три гонщика из 162. Еще шесть россиян в молодой итальянской команде «ТКС», о которых хочу поговорить отдельно.
Пятеро из этой шестерки -- воспитанники питерского «Локомотива», прошедшие там подготовку от новичка до профессионала, на которую ушло от 7 до 12 лет. Трое из них плюс Александр Серов реально могли бороться за олимпийские медали в четырех видах трековой программы. Но менее чем за два года до Игр парням было сделано предложение перейти в шоссейную итальянскую команду, от которого они не смогли отказаться. Мне не удалось убедить воспитанников в его бесперспективности. На тот момент наш клуб наряду с содержанием спортсменов (а это и детская спортивная школа, лицей велоспорта и центр олимпийской подготовки) вел строительство внесезонного велотрека и не имел возможности конкурировать с обещанными контрактами. Мои аргументы отложить переход на сроки после Олимпиады были слабее, чем обещания больших денег и возможностей большой медицины. А разговоры с «покупателем», что он губит олимпийскую команду страны, выглядели наивными. В результате спортсмены оказались между двумя стульями -- ничего хорошего ни на шоссе, ни на треке.
-- Иными словами, вы считаете, что, прежде чем выходить на профессиональный уровень, спортсмены должны получить основательную базу внутри страны?
-- Именно так. Но о какой серьезной подготовке в России и поддержке федерации можно рассуждать, если Ирина Калентьева, которая завоевала «бронзу» в маутинбайке, полностью готовилась к Олимпиаде в Германии. Два других бронзовых призера -- Михаил Игнатьев и Алексей Марков по большей части тоже тренировались за границей. Что было конкретно сделано для этих спортсменов федерацией, чтобы создать им подпору? Кто придет на смену им? Ведь мы и в молодежном спорте сдаем свои позиции.
Отечественный велоспорт сыплется на глазах. По сути, у нас нет даже общественного органа -- федерации велоспорта, поскольку нет тренерского совета, коллегии судей, лиги профессионального спорта, звена ветеранов, о чем записано в уставе этой организации. Все это подменила группка людей, нашедшая себе удобное местечко в существующей неразберихе. Но самое печальное, что у нас нет даже соревновательного календаря.
Два десятка лет назад, когда готовился Вячеслав Екимов, в течение года у него было 198 стартов, и львиная доля их проходила внутри страны. Сейчас же спортсмены не выполняют и половины того объема. И выходит, что выживают только те, которые смогли внедриться в международные календари. Как можно было руководителям трех наших организаций -- ОКР, «Росспорта», Федерации велоспорта -- согласиться с тем, что ни тренировки, ни соревнования по велоспорту нельзя проводить на трассах федерального значения? А где же тогда можно, если других дорог в более или менее нормальном состоянии в стране нет?
Единственная специализированная трасса в Крылатском, которой могут похвастать далеко не все столицы мира, у нас не используется по назначению. Заграждения растащили, асфальт испорчен, да и сама трасса превратилась в места выгула собак. Дважды я обращался с письмом к мэру Москвы Юрию Лужкову, и дважды он давал положительную резолюцию. Но этим вопросом должен кто-то заниматься? Не тренеры же, в конце концов. Вот и получается, что наш спорт больше смахивает на всадника без головы.
-- До отъезда в Пекин руководители нашего велоспорта обещали шесть олимпийских медалей, в итоге завоевали две.
-- За полтора года до начала Игр я обратился с письмом к руководителям нашего спорта Фетисову и Тягачеву, где аргументированно изложил всю бредовость обещания завоевать шесть медалей, из которых три золотые, и предложил провести совещание с ведущими специалистами страны. Его провели, был заслушан доклад тренеров и президента ФВСР Александра Гусятникова, который в очередной раз подтвердил, что россияне способны бороться за медали во всех видах программы. После чего я получил письмо от «Росспорта» с благодарностью за беспокойство и что работой федерации они довольны.
В результате у нас всего две «бронзочки», завоеванные спортсменами, проходившими подготовку за рубежом при крайне незначительном участии федерации. И снова замкнутый треугольник. С кого спросить, с кем вести диалог? Получается, как в знаменитой басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Олимпийский комитет России, как лебедь, парит в воздухе, ограничив себя исключительно представительскими функциями. «Росспорт» -- это рак, который забрался под камень. И непонятно, почему глава госоргана Фетисов соглашается подчинить всех бюджетных тренеров, врачей, массажистов и прочих, общественной организации, передав в ее ведение расходование бюджетных средств. А федерация -- это щука. Никому не подчиняется, кроме отчетно-выборной конференции, проводимой раз в четыре года, да и сама же определяет круг делегатов. В ее подчинении полный штат бюджетных работников, бюджетные средства, а что касается спонсорских денег -- то это тайна за семью печатями.
Четыре года назад, в Афинах, мы чудом завоевали медали в велоспорте, и от руководителей нашего спорта этот успех никак не зависел. Награды Екимова и Игнатьева стояли особняком. Екимов готовился за рубежом. Игнатьев до последнего тренировался автономно, и только за десять дней до Афин был вызван на общий сбор команды. Медаль Слюсаревой -- это остатки прежней советской роскоши. Условия же работы молодых спортсменов ущербны как по нормативам финансирования, так и в организации самого процесса. Возьмем такую понятную вещь, как питание. Если в 1980 году в Москве в прекрасной специализированной спортивной гостинице было организовано питание, которое контролировалось врачами, то в 2008-м велосипедист получал талон в непонятно как работающий пищеблок, грешивший нередкими отравлениями, или получал на руки деньги, которых едва хватало на обед.
Так что, учитывая все эти факты и то, что происходит сейчас, я не склонен разделять оптимистичные оценки итогов Олимпиады, которые прозвучали из уст наших руководителей, -- ни главы «Росспорта» Фетисова, ни президента ОКР Тягачева.
Нас заставляют привыкать к тому, что третье место в общекомандном зачете следует рассматривать как успех. Но третье место третьему месту рознь. Уже сейчас понятно, что китайцы попали в точку, набрали такой темп и обороты, которых хватит надолго. Неплохо, хотя и не блестяще, выступили американцы, которые опережают нас. По ходу Олимпиады мы уступали спортсменам из Великобритании, и только в последние дни смогли их обогнать. Но надо учесть, что следующие Игры пройдут в Лондоне, и практика показывает, что хозяин Олимпиады, как правило, удваивает количество завоеванных наград. Получается, что если все так и останется, то наши перспективы -- это места с четвертого по шестое. Да, сейчас на публику можно говорить, что в нашем спорте все хорошо. Но если все так и будет продолжаться, то российская сборная неизбежно скатится в аутсайдеры.
-- Что необходимо сделать для исправления ситуации?
-- Необходим четкий анализ по каждому виду спорта на уровне, подчеркиваю, ведущих специалистов. Выводы должны исходить ни от руководства «Росспорта», ОКР или федераций, нужна своего рода аудиторская проверка действительного положения вещей в каждом виде спорта, которая должна быть изложена ведущими специалистами Министерства спорта. Таких специалистов найти несложно. Это и личные тренеры, научные работники кафедр спортивных институтов, мнения врачей. Если мы этого не сделаем сейчас, то в будущем нам нет места среди лидеров мирового спорта.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА