|
|
N°52, 26 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Куда не ходят поезда
Красноярская железная дорога понесла убытки из-за хорошей весны и теплой зимы
На Красноярской железной дороге готовятся к сокращению в 2002 году как минимум 2,3 тыс. рабочих мест. Это примерно 7% от общего количества людей, занятых сейчас на основном производстве. В прошлом году дорога уже сократила 3,5 тыс. рабочих. Таким образом, в совокупности сокращение персонала достигнет 18%.
Как заявил вчера начальник красноярских железнодорожников Петр Кучеренко, пойти на столь непопулярные шаги их вынудила, как это ни странно звучит, погода. Полноводная весна 2001 года и прошедшая теплая зима позволили теплостанциям РАО «ЕЭС России» перейти на дешевую гидроэлектроэнергию и значительно сократить закупки бурого угля. Между тем на твердое топливо приходится более половины от общего объема железнодорожных перевозок в этом регионе. В результате Красноярская дорога за первых три месяца 2002 года перевезла почти на треть (4,8 млн тонн) меньше грузов, чем за аналогичный период прошлого года. Остальные 16 железных дорог России, не столь жестко привязанные к углю, снизили объем перевозок в среднем на 2,6%.
Энергетики утверждают, что аналогичная ситуация складывается на всех железных дорогах Сибири, Урала и Дальнего Востока. Впрочем, это означает, что летом не будет проблем с нехваткой вагонов для перевозки угля на электростанции, а те же железнодорожники могут ожидать снижения тарифов на электроэнергию, ибо региональные энергетические комиссии должны учитывать снижение себестоимости. Другое дело, говорит член правления РАО "ЕЭС России" Андрей Трапезников, что энергетики сами пострадают от погоды. На электростанциях запасены внушительные объемы топлива, под его закупки брались кредиты. Раз оно не сжигается, да еще и тарифы могут быть снижены, значит, возникает вопрос, как отдавать деньги. То есть у региональных энергокомпаний появятся убытки. Это спровоцирует летом проблему очередной подготовки к зиме -- не будет денег на пополнение запасов угля и мазута. Что, опять по цепочке, вызовет недовольство угольщиков и железнодорожников. Как разорвать этот порочный круг, в РАО еще думают.
Тем временем красноярские железнодорожники, по словам Петра Кучеренко, практически исчерпали резервы по сокращению эксплуатационных расходов и внутренних издержек. На всех объектах дороги установлены счетчики на воду, тепло- и электроэнергию. Введен жесткий учет расхода материалов и топлива. Это позволяет железнодорожникам ежемесячно экономить более 60 млн руб. В муниципальную собственность переданы практически все социальные объекты, не приносящие прибыли, и значительная часть ведомственного жилья. Проведена и реструктуризация долгов в бюджеты всех уровней. 993 млн руб. (вместе с пени и штрафами) Красноярская железная дорога будет выплачивать равными долями в течение шести лет. Удалось найти компромисс и с энергетиками. И хотя вчера «Красноярскэнерго» отключило свет в ряде административных зданий и на социальных объектах железной дороги, Петр Кучеренко уверен, что это недоразумение. По его словам, сегодня будет перечислены последние 16,9 млн руб. из тех 90 млн, что железнодорожники задолжали «Красноярскэнерго».
Несмотря на все эти меры, в марте, по словам г-на Кучеренко, убытки дороги превысят 80 млн руб. Он полагает, что эта печальная для красноярских железнодорожников тенденция сохранится и в дальнейшем. Накануне Петр Кучеренко провел переговоры с менеджерами Красноярской угольной компании, одного из самых крупных партнеров дороги, и теперь может твердо сказать -- в 2002 году перевозки твердого топлива будут существенно сокращены. В результате часть предприятий Красноярской железной дороги уже переведена на неполный рабочий день. Сокращение штатов будут вести по максимально «мягкому» варианту -- за счет естественного оттока кадров.
Чтобы сохранить свои рабочие места, железнодорожники даже готовы самостоятельно искать новые рынки сбыта для красноярского угля. По словам Петра Кучеренко, они стали посредниками в переговорах между двумя крупными уральскими теплостанциями, сейчас работающими на экибастузском топливе, и Красноярской угольной компанией. «Если они даже на 10% перейдут на наш уголь, мы получим прирост перевозок более чем на 2 млн т и сохраним рабочие места», -- заявил Петр Кучеренко.
Александр МАКАРОВ, Красноярск, Николай ГОРЕЛОВ