Итоги вчерашнего саммита ЕС, посвященного отношениям с Россией и кризису в Грузии, спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ прокомментировал постпред России при европейских сообществах в Брюсселе Владимир ЧИЖОВ.-- Я надеялся, что лидеры ЕС смогут подняться над сиюминутными эмоциями и риторикой, оценить значение стратегического партнерства с Россией. В целом эти надежды оправдались. Судя по высказываниям президента Франции Николя Саркози, здравый смысл возобладал. Естественно, есть критика и оценки, которые мы не разделяем. Однако наиболее радикальных вариантов Евросоюз сумел избежать. Постепенно трезвые оценки пробивают себе дорогу.
-- Влиял ли на решение лидеров ЕС прецедент Косово?-- Подсознательно -- конечно. В недавних комментариях отсвет косовского бумеранга прослеживался достаточно очевидно.
-- Как Россия относится к возможности расширения присутствия ЕС на Кавказе?-- Во-первых, страны ЕС выразили готовность выделить своих военных наблюдателей в состав миссии ОБСЕ. Мы это приветствуем. Во-вторых, они собираются направить гражданскую миссию по восстановлению Грузии, передовая группа уже там. Что они собираются реконструировать в Грузии? По большому счету это их дело и грузинской стороны. Если ЕС действительно будет придерживаться сбалансированного подхода и выразит готовность содействовать экономическому восстановлению Южной Осетии и Абхазии, мы можем это только приветствовать. Разумеется, при понимании, что они с абхазами и южными осетинами об этом договорятся.
-- А не превратится ли помощь в восстановление военного потенциала Грузии?-- Евросоюз как организация этим не занимается и не занимался. Отдельные страны ЕС, так же как США, да и Украина, поставляли оружие в Грузию. Это факт. Мы обращали внимание, что такие действия стран Евросоюза противоречат Кодексу поведения ЕС в сфере поставок вооружений от 1998 года -- там черным по белому написано, что ЕС будет воздерживаться от поставок оружия в районы, где есть конфликтные ситуации и нестабильность.
-- Вчера Евросоюз отложил переговоры по базовому соглашению с Россией. Когда они все же начнутся, повлияют ли на них проявившиеся разногласия между странами ЕС?-- Наверняка. Хотя мы ведем эти переговоры с Еврокомиссией, она, естественно, учитывает позицию стран-членов. Более того, по ряду элементов будущего соглашения именно страны-члены будут «закоперщиками». Ведь это должен быть всеобъемлющий договор, который призван охватывать вопросы, выходящие за компетенцию Еврокомиссии.