Время новостей
     N°161, 03 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2008
Вокзал для двоих
Москва и Подмосковье помирились на железнодорожных путях
Железнодорожные пути оказались, похоже, кратчайшим маршрутом для сближения чиновников Москвы и Подмосковья, еще недавно весьма нелестно отзывавшихся друг о друге. По крайней мере вчера во время обсуждения в мэрии столицы генеральной схемы развития московского железнодорожного узла Юрий Лужков неоднократно подчеркивал, что в разработке проекта принимали активное участие коллеги из администрации Московской области. По словам г-на Лужкова, ранее неоднократно обвинявшего руководство Подмосковья в пассивности при решении транспортных проблем региона, его обрадовало, что проект увязывает воедино интересы двух субъектов федерации. «Москва и область друг без друга жить не могут», -- вторил градоначальнику и один из разработчиков генеральной схемы, глава Москомархитектуры Александр Кузьмин.

На развитие железнодорожного узла столицы до 2025 года чиновники двух регионов планируют потратить более чем 850 млрд руб. Затраты пойдут на реконструкцию 365 км путей на радиальных направлениях железных дорог, 93 км на Большом магистральном обходе и 88 км на Малом кольце железной дороги (МКЖД). Предполагается, что за счет этого транзитные грузовые перевозки будут выведены из города в область, что расширит возможности железнодорожного транспорта для пассажирского обслуживания. Увеличивать вдвое пассажиропоток, составляющий сегодня до 800 млн человек в год, планируется и за счет внедрения скоростных пригородных поездов. Повышение скорости движения электричек и отсутствие необходимости корректировать их расписание с товарными составами позволят сократить поток прибывающих в Москву автомобилей, считают московские чиновники.

«Совместная работа поможет разгрузить пропускную способность автомагистралей из области в центр и обратно в часы пик», -- уверен главный архитектор Москвы. А руководитель департамента транспорта и связи города Леонид Липсиц уже даже подсчитал, что развитие железнодорожных пассажирских перевозок на 200 тыс. единиц сократит количество автомобилей, ежедневно въезжающих из области в пределы МКАД (сейчас, по оценкам экспертов, из Подмосковья в столицу каждый день приезжает более 450 тыс. автомобилей).

Генеральная схема столичного железнодорожного узла предусматривает и строительство трех дополнительных вокзалов для скоростных поездов -- в районе Каланчевской площади, на площади Ильича и в районе делового центра «Москва-Сити». Оснащенные современным путевым хозяйством вокзалы, как уверяет директор института Гипротранстэи ОАО «РЖД» Федор Пехтерев, обеспечат москвичам скоростное сообщение не только с Подмосковьем и российскими городами, но и с Европой. В перспективе, считает г-н Пехтерев, из Москвы до Берлина можно будет добраться за восемь часов. Правда, когда эта перспектива станет реальностью (если вообще станет), пока неясно.

Зато чиновники уже конкретизировали сроки появления в столице альтернативы метрополитену -- Малого кольца железной дороги. По словам Александра Кузьмина, уже в следующем году должны быть введены в эксплуатацию первые четыре станции МКЖД, объединенные вестибюлями с метро: «Москва Сити», «Кутузово», «Лужники» и «Площадь Гагарина». К 2012 году планируется построить еще семь основных пересадочных пунктов и открыть кольцевое движение электропоездов, а в 2015-м -- полностью завершить реконструкцию МКЖД. К этому моменту в эксплуатацию будет введено 30 остановочных пунктов, а также 19 пересадочных узлов, обеспечивающих связь железнодорожного транспорта с метро и наземным общественным транспортом. «Мы должны сделать железнодорожный пассажирский транспорт альтернативой легковому, для этого нам необходимо развивать транспортное сообщение в такие районы Москвы, как Бирюлево, поселок Северный, где нет метро и в ближайшее время там его не планируется строить», -- напомнил Александр Кузьмин планы московских транспортников.

Приглашенный в столичную мэрию замминистра транспорта Московской области Александр Митусов передал г-ну Лужкову, что губернатор Подмосковья Борис Громов в целом одобряет генеральную схему. Готовность двух регионов взаимодействовать практически сняла все вопросы к проекту и у замглавы Минтранса РФ Александра Мишарина. Но перед тем как выносить проект развития железнодорожного узла на рассмотрение правительства России, федеральный чиновник все же посоветовал городским коллегам пользоваться примерами типовых решений по организации пересадочных станций и развязок, возведенных в ходе предолимпийского строительства в Пекине. Юрий Лужков в свою очередь предложил закрепить четырехстороннее сотрудничество Москвы и Подмосковья, РЖД и Минтранса, создав единый штаб, решения которого носили бы не просто «рекомендательный, а директивный характер».

Юлия ХОМЧЕНКО