Похороны Магомеда Евлоева вылились в массовую акцию протеста против властей Ингушетии
В Ингушетии вчера на родовом кладбище в селении Экажево был похоронен
застреленный 31 августа владелец сайта «Ингушетия.ру» Магомед Евлоев. По официальной версии следствия, известный в республике оппозиционер погиб в результате непроизвольного выстрела из пистолета милиционера, доставлявшего его на допрос. К такому выводу в ходе доследственной проверки пришли представители управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) по республике, и в итоге уголовное дело было возбуждено по ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).
Похороны оппозиционера вылились в массовый митинг в центре Назрани, в котором приняло участие, по разным данным, от тысячи до нескольких тысяч человек. Несмотря на требования сотрудников милиции разойтись, собравшиеся до позднего вечера отказывались покинуть площадь, требуя отставки республиканского руководства и объективного расследования обстоятельств гибели г-на Евлоева.
Представители самой власти комментировали случившееся скупо и осторожно, не вдаваясь в подробности дела. Президент Ингушетии Мурат Зязиков назвал смерть Евлоева «человеческой трагедией». По его словам, дело взято прокуратурой республики под особый контроль, а власти республики «готовы к диалогу с народом». Глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев в свою очередь отметил, что гибель г-на Евлоева теперь в своих интересах могут использовать противники мирного процесса на Кавказе.
Представители оппозиции в Москве и правозащитники в свою очередь выразили недоверие официальной версии следствия о том, что гибель г-на Евлоева была случайной, считая, что она объясняется политическими мотивами. С требованием провести более тщательное расследование его гибели выступили руководство «Союза правых сил», правозащитные организации Human Rights Watch, движение «За права человека», Московская Хельсинкская группа и «Мемориал».
Как уже сообщала газета «Время новостей», 36-летний Магомед Евлоев -- один из лидеров ингушской оппозиции, выступающей за отставку главы республики Мурата Зязикова, был убит днем 31 августа вскоре после прилета в аэропорт «Магас», куда он волею случая прибыл в одном самолете с самим президентом Зязиковым. По словам соратников г-на Евлоева, встречавших его в аэропорту, после того, как глава республики вышел из самолета и уехал, сотрудники МВД и охраны г-на Зязикова якобы при личном участии главы МВД Ингушетии Мусы Медова затолкали оппозиционера в машину и увезли. Соратники г-на Евлоева бросились в погоню, но смогли догнать и остановить только одну машину «конвойного» кортежа, в которой его не оказалось. Затем из республиканской больницы сообщили, что г-н Евлоев поступил туда со смертельным пулевым сквозным ранением в голову. МВД республики заявило, что это был несчастный случай -- г-н Евлоев якобы принудительно доставлялся в милицию для допроса в качестве свидетеля, но в машине в результате некоего инцидента произошел непроизвольный выстрел. Соратники г-на Евлоева этим объяснениям не поверили, заявив, что это была открытая расправа с неугодным руководству республики политиком -- застрелили оппозиционера выстрелом в висок. При этом они не исключали, что трагедии предшествовал неприятный разговор, который мог состояться между Евлоевым и Зязиковым в самолете.
Уже через несколько часов после известия о гибели г-на Евлоева на сайте «Ингушетия.ру» был размещен призыв ко всем сознательным жителям республики собраться и высказать протест против его убийства. Вчера с утра люди стали собираться сразу в нескольких местах. Несколько сот человек пришли к дому родителей г-на Евлоева в Малгобеке, чтобы выразить свои соболезнования. К полудню, когда в доме стали по мусульманскому обычаю читать специальную молитву, там собралось более 500 человек. Одновременно люди стали собираться и в Назрани.
На площади у автовокзала на Московской улице собралось несколько тысяч человек. Стихийно возникший митинг попытались блокировать сотрудники МВД республики, которые при поддержке ОМОНа окружили район и служебными автомобилями закрыли проезд. При этом, по словам очевидцев, выйти с площади мог любой желающий, а попасть туда было невозможно. Как только собравшиеся поняли, что их взяли в кольцо, толпа молодежи двинулась на оцепление. Драки, по данным с обеих сторон, не произошло, но молодые люди смогли прорвать «блокаду», оттеснив загораживающие проезд машины к обочине. После этого, по словам одного из организаторов митинга Магомеда Хазбиева, сотрудники милиции выразили соболезнования семье погибшего и сами присоединились к собравшимся.
Около двух часов дня сюда из Малгобека привезли и тело погибшего Магомеда Евлоева, после чего стихийная сходка превратилась в организованную акцию оппозиции. Зазвучали не только призывы отомстить за смерть Евлоева и требования провести объективное расследование обстоятельств смерти Евлоева, но и политические заявления с ультиматумами в адрес действующего президента республики Мурата Зязикова. Собравшиеся требовали его немедленной отставки.
Над телом погибшего его родственники и друзья поклялись отомстить. По словам выступавших, они поименно знают тех, кто причастен к гибели Евлоева, и «их близкие будут плакать так же, как плачут сейчас родственники Евлоева». Представители тейпа Евлоевых заявили также о кровной мести в отношении тейпов, к которым принадлежат президент Зязиков и министр внутренних дел Ингушетии Муса Медов. Как пояснили участники мероприятия, по обычаям отказаться от клятвы о мести, произнесенной над телом погибшего, невозможно -- в роду о ней должны помнить до момента «приведения приговора в исполнение», и произойти это может даже через два поколения. С учетом числа жителей республики, входящих только в эти три тейпа, по словам участников митинга, такие заявления вполне могут грозить гражданской войной.
Затем там же на площади старейшины снова прочитали молитву над телом покойного, и процессия двинулась в сторону родового кладбища тейпа Евлоевых на въезде в поселок Экажево. На некоторое время митинг прервался, но как только траурная процедура была завершена, около 6 часов вечера собравшиеся вновь двинулись к автовокзалу. «Они спрашивали: Кого мы боимся? Эту власть? Так лучше нам пойти вслед за Магомедом, чем бояться этих трусов», -- рассказал организатор митинга Магомед Хазбиев.
По его словам, когда участники мероприятия вернулись на площадь у автовокзала, было принято решение не расходиться до тех пор, пока к народу не выйдет сам президент республики или пока он не подаст в отставку. Вскоре на площадь привезли котлы для приготовления пищи. Улица Московская в результате из-за людей и оставленных ими машин оказалась перекрыта на расстоянии двух кварталов от места проведения митинга.
Около 7 часов вечера к площади, по словам организаторов митинга, вновь были стянуты несколько сот милиционеров и бойцов ОМОНа. На некоторое время стороны замерли в немом противостоянии -- милиция натягивала маски и проверяла амуницию, народ собирал камни и палки. После этого всем стало понятно, что требование собравшихся -- выход к народу президента республики Мурата Зязикова -- выполнено не будет. Однако до столкновений, к счастью, дело не дошло, хотя митинг продолжался до ночи.
В МВД Ингушетии, правда, вчерашние события в Назрани описывали не столь драматично. Согласно милицейским данным, в митинге в память о Магомеде Евлоеве принимало участие всего около 600 человек, а порядок поддерживали лишь 50 милиционеров, которые уговаривали народ разойтись. Впрочем, около 9 часов вечера появились сообщения, что уговаривать собравшихся приехали уже два заместителя министра внутренних дел республики.
Начавшийся вчера в Назрани митинг стал первым, но, видимо, не последним подобным мероприятием в связи с гибелью г-на Евлоева. Вчера представители оппозиции заявили, что аналогичные акции готовятся в Москве и ряде европейских столиц. Лозунги, под которыми планируется их провести, аналогичны вчерашним: «Отставка президента Зязикова и объективное расследование смерти Евлоева». Как заявил адвокат Калой Ахильгов, представляющий интересы сайта «Ингушетия.ру», «легальный разговор с властью возможен только после того, как дело будет расследоваться по статье «убийство», ни о каком "убийстве по неосторожности" речи быть здесь не может».
Озабоченность «фактами непрекращающегося насилия» в Ингушетии вчера днем высказал даже министр иностранных дел Франции Эрик Шевалье. Официальная реакция руководства республики на смерть оппозиционера последовала вчера только к вечеру. «Лично не был с ним (Евлоевым. --
Ред.) знаком. Считаю, что речь в данном случае идет о человеческой трагедии, -- сказал г-н Зязиков. -- В рамках уголовного дела правоохранительные органы проводят все необходимые действия. Ход расследования взяла под особый контроль прокуратура республики, и люди должны получать полную информацию о ходе следствия. Власти абсолютно открыты к диалогу».