Международная атмосфера стремительно накаляется. В такое время всем сторонам необходимо иметь холодную голову. Будем надеяться, что после катаклизмов ХХ века человечество хоть чему-нибудь научилось.
Но не об этом мне хотелось бы написать, сказанное выше более или менее очевидно. А вот о чем.
Сегодня принято говорить, в том числе и с самых высоких трибун и эфиров, что Россия встает или уже встала с колен. Не уверен, что Россия когда либо на коленях стояла --
не такая это страна чтобы быть униженной. По моему глубокому убеждению, на коленях Святая Русь может оказаться только для того, чтобы коллективно молиться. Так или иначе, с колен, если Россия на них в самом деле стояла или была кем-то когда-либо на колени поставлена (в чем, повторяю, глубоко сомневаюсь), Российская Федерация в самом деле сегодня встает, в этом нет никакого сомнения. И в этот момент вставания во весь рост самое время задаться вопросом: кто именно с колен поднимается? Что это за держава?
Ведь на коленях в истории человечества стояли самые разные люди и страны. Только поднявшись на ноги, люди и страны становятся разными. Встав с колен после молитвы, отправлялись в крестовые походы крестоносцы, но вместо Иерусалима взяли и разграбили христианский Константинополь. Вставали с колен святые Петр и Павел, но также и Цезарь Борджиа (зловещий кандидат в римские Папы), и Торквемада. Встав с колен, инквизиторы отправлялись на площадь, чтобы публично сжечь Жанну д`Арк, погибшую в страшных муках. Иван Грозный с опричниками, на коленках стоя и ползая, молились всю ночь, а наутро шайка царевых головорезов отправлялась в народ, презрительно именуемый земщиной, чтоб грабить, мучить и разорять. Рублев, вставая с колен после молитвы, рисовал Троицу. Малюта Скуратов, встав с колен, отправлялся для осуществления нечеловеческих пыток в застенок.
То же и с государствами. В XVII веке Австрийская империя терпела жесточайшие поражения от турок, но, встав (по современной терминологии) с колен, не только расширила свои владения, но и создала полную очарования цивилизацию. А гунны, встав с колен, разрушили цивилизацию Рима. Япония, потерпев поражение во второй мировой войне, встала с колен настолько, что создала лучшую в мире электронику и на несколько десятилетий стала признанным технологическим лидером. Именно так -- созидательно -- поняли подъем с колен своей страны после унизительного поражения лидеры послевоенной Японии. Германия же, потерпев поражение в первой мировой войне, встав с колен, породила Гитлера и развязала новую мировую войну.
Тот факт, что государство встает с колен, не гарантирует его процветания и благоденствия его народа. Порой наоборот. Важно, какие приоритеты национального возрождения встающее с колен государство имеет и какие цели при этом перед собой ставит.
Сказать «сегодня Россия встала с колен» --
значит всего лишь констатировать факт, это только первая половина нормальной законченной фразы. Ну, встала. И что теперь? Смотреть на другие народы и страны свысока, с высоты своего агромадного роста? Пугать соседей и партнеров, бряцая мускулами и оружием?
Представляется кристаллически очевидным, что вставшая с колен Россия должна приложить все силы к тому, чтобы стать притягательной для окружающих стран и всего мира. Чтобы создать то, чего не удавалось создать до сих пор никому, -- новые технологии, новые произведения искусства, производства нового поколения, книги, фильмы, невероятной красоты здания, от которых захватывало бы дух так же, как от чтения стихов Пушкина, гармонии Красной площади или Первого концерта Чайковского в исполнении великих музыкантов.
В действительности сегодня у наполненной невероятной энергией и деньгами вставшей с колен России по части созидания ситуация далеко не столь радужная. Российские университеты не входят в двести лучших университетов мира по общепризнанным рейтингам. Ни одна российская высокотехнологическая компания -- подчеркиваю, ни одна, никак не котируется на мировом рынке. Да и произведения искусства, создаваемые в современной России, даже самые оптимистичные ура-патриоты не рискуют ставить рядом с романами Достоевского и Толстого, музыкой Чайковского и Рахманинова, живописью Шагала и Рериха, пьесами Чехова, стихами Пушкина и Блока...
У России, страны с колоссальным интеллектуально-созидательным потенциалом и великими традициями, есть все возможности, чтобы совершить мощный рывок именно в созидании. Столь необходимом ее населению и в ожидании которого с надеждой -- не показной или декларативной, а искренней и светлой -- на Россию смотрит весь мир.
Страна, вставшая с колен, должна решать внутренние и внешние проблемы, а не создавать новые. Созидательная, творческая, доброжелательная Россия -- вот образ вставшей с колен России, какой она должна быть. А вовсе не взгляд-рентген и "насупленные брови", прославлявшиеся в милитаризованных советских песнях.
Какая Россия, с колен встав во весь свой державный рост, являет себя человечеству и собственным гражданам? Хотелось бы верить, что с колен поднимается страна с душой Пушкина и Чайковского, Менделеева и Королева. Страна, предназначение которой не разрушение, а созидание. Не ненависть, а доброта.