Вчера глава российской дипломатии Сергей Лавров традиционно приветствовал студентов МГИМО и слушателей Дипакадемии -- учебных заведений МИД России -- лекцией по внешней политики России. Однако речь была адресована и внешнему миру. Министр напомнил, что «Россия вернулась на мировую арену как ответственное государство», способное «постоять за своих граждан». Он также сказал, что в ходе
августовского кризиса на Кавказе Россия «установила стандарт реагирования» и «образец умеренности»: «Более того, Россия и ее миротворцы следовали нашей глубоко христианской по духу традиции умирать «за други своя».
Сергей Лавров подверг критике военную помощь США властям Грузии, ибо заокеанская поддержка «поощряла безответственный и непредсказуемый режим в его движении по пути авантюр». В целях урегулирования конфликта министр призвал «для начала ввести эмбарго на поставки оружия этому режиму -- пока другая власть не превратит Грузию в нормальное государство». Он предостерег США и их союзников от «ошибки подлинно исторического масштаба», если они своим национальным интересам и интересам грузинского народа предпочтут «режим Саакашвили, который «так ничему и не научился».
Во вчерашней лекции глава МИДа заглянул и в прошлое. Предостерегая Запад от попыток «чем-то компенсировать отсутствие послушания со стороны России», министр напомнил тезис из циркулярной депеши канцлера Александра Горчакова от 21 августа 1856 года -- подобная политика в итоге «возвращает России полную свободу действий». Процитировал он и незаконченный трактат поэта-дипломата Федора Тютчева «Россия и Запад»: «Именно самые заклятые враги России с наибольшим успехом способствовали развитию ее величия». «С последним трудно спорить, если подумать о том, кто затеял войны, которые завершились вступлением русских войск в Париж в 1814 году и в Берлин -- в 1945-м», -- заметил г-н Лавров.
«С окончанием «холодной войны» в Евроатлантике стали возможны подлинно коллективные решения, которые немыслимы без равноправного участия России», -- заявил г-н Лавров, призвав «сконцентрироваться на позитиве». Он напомнил об инициативе российского президента Дмитрия Медведева заключить Договор о европейской безопасности. «Создание подлинно всеобщей системы коллективной безопасности в Евроатлантике» подразумевает «полную интеграцию в нее России», в качестве «системного дефекта» современной архитектуры министр назвал «натоцентризм».
Выразив готовность «говорить с Вашингтоном, пока остается хоть малейшая надежда понять друг друга и договориться», министр отметил, что Москва хотела бы, чтобы «в международных делах Америка встала на путь перемен, а не на их пути». «Попытка жить в собственном, «однополярном мире» затянулась -- это опасное для всех состояние», -- пояснил г-н Лавров и привел в пример «антироссийские провокации, включая агрессию Тбилиси против Южной Осетии». Он отметил, что «дискредитировавшая себя практика содержания государств-клиентов, подставных режимов не должна возрождаться». Глава российской дипломатии пояснил: «Мы будем вести дела с любой Америкой. Но наши американские партнеры должны понять, что позитивные отношения между ведущими мировыми державами могут строиться только на основе строгой взаимности и абсолютной честности».
Сергей Лавров заявил, что «в отсутствие разумного многостороннего диалога мы будем реагировать сами -- в соответствии с принципом разумной достаточности». Но отметил, что предпочтительнее «коллективная работа по проблемам европейской безопасности -- разумеется, на равноправной, а не блоковой основе». Вновь обратившись к словам Федора Тютчева для описания современных программных целей, глава дипломатического ведомства сказал, что Россия хочет «раз и навсегда утвердить торжество права, исторической законности над революционным способом действия».
Первый заместитель председателя Международного комитета Госдумы России и председатель правления российского Фонда мира Леонид Слуцкий подчеркнул в беседе с «Временем новостей» сбалансированность выступления, «содержавшего много свежих мыслей». По мнению нашего собеседника, министр «расставил предельно точно акценты» в отношении роли России в будущей европейской архитектуре, отбросив любые мысли о том, что Россия «окажется во второстепенном эшелоне». Эксперт «ВН» отметил, что «несмотря на определенные осложнения отношений с США», в выступлении Сергея Лаврова прослеживается мысль, что Россия и США «обречены в хорошем смысле слова на конструктивное партнерство».