|
|
N°52, 26 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миноритарии против
Реформа РАО "ЕЭС России" вновь стала объектом критики
Разногласия по реформированию электроэнергетики между РАО «ЕЭС России» и некоторыми миноритарными акционерами компании после долгого перерыва возобновились. Вчера вечером представитель фонда Hermitage Capital Management (акционер РАО) Вадим Клейнер сообщил о том, что комитет по реформированию при совете директоров РАО попросил Анатолия Чубайса разъяснить намерения энергохолдинга продать международным компаниям, управляющим генерирующими холдингами, от 25 до 50% акций этих структур. Первый зампред правления РАО Леонид Меламед считает, что эта «идея достаточно хорошая» и она одобрена правительством.
Суть предложения Анатолия Чубайса такова. По плану реформ все крупные электростанции объединяются в несколько (до десяти) холдингов, которые станут вначале 100-процентными дочерними компаниями РАО. На втором этапе реформ -- в 2004 году, когда энергохолдинг перестанет существовать, 52% каждого холдинга достанется государству, а 48% -- нынешним миноритарным акционерам РАО. Г-н Чубайс предложил провести конкурс среди энергетических компаний с мировым именем на право управления этими холдингами и предоставить им опцион на право последующего выкупа от 25 до 50% акций.
Г-н Клейнер утверждает, что наиболее активная часть миноритарных акционеров всегда выступала против каких-либо управляющих компаний. «Нужны люди, а не компании, и опцион должен быть на право выкупа десятых долей процента акций», -- сказал он газете «Время новостей».
Другой миноритарный акционер РАО -- Prosperity Capital Management -- также выступает против инициативы г-на Чубайса. Его директор Александр Бранис заявил газете «Время новостей», что РАО, как он считает, на первое место ставит продажу акций зарубежным структурам, а вовсе не профессиональное управление генерирующими холдингами.
Леонид Меламед в разговоре с корреспондентом газеты сказал, что продажа акций возможна лишь «после создания конкурентного рынка в электроэнергетике, т.е. когда проявится истинная стоимость этих холдингов». При этом он предпочел не говорить, кто именно должен продавать акции -- миноритарии, государство (если это произойдет на втором этапе реформ) или РАО (если на первом этапе). Отвечая на вопрос о возможности ущемления прав миноритарных акционеров, он заявил: «Все зависит от цены: если будет предложена заниженная цена, то их права будут нарушены».
Именно этим обстоятельством прежде всего и недоволен г-н Бранис. Он считает, что аукционы на право управления генкомпаниями напоминают залоговые аукционы. Продаются, как он считает, акции, но число участников аукционов ограничивается требованием профессионально управлять компаниями. Это значит, продолжает г-н Бранис, что цена продаваемых акций будет занижена, что невыгодно ни государству, ни миноритарным акционерам.
Тем не менее, по утверждению Леонида Меламеда, идея привлечения управляющих компаний уже «получила мандат не только от правительства, но и от миноритарных акционеров». Господа Клейнер и Бранис утверждают обратное: «Никогда с нами ничего подобного не обсуждалось», -- заявили они газете «Время новостей», а если бы правительство согласилось с такой идеей, то это уже было бы заявлено публично. Пока же, по словам г-на Браниса, существует решение совета директоров РАО, запрещающее управляющим компаниям участвовать в опционах. В пресс-службе РАО вечером получить комментарий на эту тему не удалось.
Впрочем, как утверждает Леонид Меламед, в любом случае решение о привлечении управляющих компаний и каком-либо опционе будут принимать советы директоров региональных энергокомпаний, так как именно они разрабатывают планы своего реформирования. И без учета мнения миноритарных акционеров, говорит он, «ничего принято не будет».
Николай ГОРЕЛОВ