|
|
N°160, 02 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
День на плетень
Режиссерский дебют Михаила Пореченкова на экранах Москвы
Отставной майор воздушно-десантных войск Иван (Михаил Пореченков), за мускулистыми плечами которого немало подвигов, отошел от дел и проживает вместе с несовершеннолетней дочуркой Женей (Варвара Пореченкова) в сибирской глуши. Но вот как-то раз над его избушкой раздается рокот вертолетных лопастей, и прибывшее в тайгу бывшее Иваново начальство сообщает ему пренеприятнейшее известие: кто-то целенаправленно уничтожает его бывших однополчан, так что и Ивану имеет смысл поостеречься. И верно, не проходит и пяти минут экранного времени, как на дом совершают налет террористы, захватывают Женю в плен, а Ивану сообщают, что увидеть дочь живой он сможет только в одном случае: если согласится убить президента Эстонии и тем самым дестабилизировать и без того напряженные российско-прибалтийские отношения. Ивану не остается ничего, кроме как согласиться, но по пути в Таллин он спрыгивает из уже поднявшегося в воздух самолета и начинает самостоятельную операцию по освобождению Жени. В этом ему по мере сил помогает стюардесса Алия (Александра Урсуляк), в жизнь которой Иван ворвался пусть несколько бесцеремонно, но вполне героически. Теперь их путь лежит на Дальний Восток, где на небольшом острове негодяи держат майорскую дочку и вынашивают все новые и новые вредительские планы...
Если, дочитав до этого места, вам нестерпимо захочется до красноты протереть глаза и изо всех сил ущипнуть себя за первую попавшуюся часть тела, можно со спокойной совестью этого и не делать. Дела обстоят именно так: фильм Михаила Пореченкова «День Д» (которым «агент национальной безопасности» дебютировал в кинорежиссуре при участии Екатерины Побединской) на самом деле является отечественной версией «Коммандо» (1986) Марка Лестера с Арнольдом Шварценеггером в главной роли -- пожалуй, лучшего и талантливейшего фильма действия рейгановской эпохи. Он совпадает с оригиналом чуть ли не до плана, до реплики, до выстрела. Здесь кажется неуместным слово «ремейк» -- это произведение в каком-то доселе неведомом жанре, этакий постмодернистский экзерсис, вроде того, что сотворил некогда Гас Ван Сент, покадрово переснявший хичкоковский «Психоз» (о правомерности подобного рода эксперимента с точки зрения охраны авторских прав в нашем случае лучше деликатно промолчать). Авторы сценария братья Пресняковы (флагманы так называемой «новой драмы», уже не первый раз работающие с чужими сюжетами -- в их самой знаменитой пожалуй пьесе «Изображая жертву» переосмыслялся, правда, не так буквально «Гамлет» Вильяма нашего Шекспира) работают со сценарием Стивена Де Сузы так же, как композиторы, сочиняющие рингтоны и музыку для рекламных роликов: достаточно изменить всего несколько нот, и обвинения в плагиате отпадут сами собой. Поэтому в классических репликах, которые выучили наизусть уже несколько поколений киноманов («Помнишь, я обещал, что убью тебя последним? Я тебя обманул», «Я зеленых беретов на завтрак ем», «Там что-нибудь осталось? -- Только трупы») изменены лишь некоторые слова, да еще порядок этих самых слов, и, надо сказать, далеко не лучшим образом. На самом деле это даже не фильм в прямом смысле этого слова, а головоломка вроде тех, что печатали некогда на последних страницах детских журналов -- «Найди десять отличий» или «Что перепутал художник». Отличий тут, правда, куда меньше десяти, а перепутано и того меньше, причем вполне сознательно. В «Коммандо» царила стопроцентная комиксовая условность, а в «Дне Д» история отца, спасающего дочку с помощью тактики выжженной земли, приобретает почти фельетонную актуальность. У Лестера Шварценеггер должен был устранить президента латиноамериканского государства Вал Верде (вымышленная страна, которую в Голливуде использовали всякий раз, когда надо было уйти от конкретики; помимо «Коммандо» она также упомянута, в частности, в «Хищнике» и втором «Крепком орешке») -- в нашем изводе на экране мелькают документальные кадры с Бронзовым Солдатом, а злодеи прямым текстом говорят Ивану, что для мировой закулисы не будет лучшего подарка, чем русский офицер, убивший эстонского лидера.
Впрочем, при всей серьезности и актуальности этого посыла «День Д» можно смело рекомендовать к просмотру тем, кто по какой-то роковой случайности так и не успел посмотреть фильмы «Не шутите с Зоханом» и «Солдаты неудачи» и теперь не знает, над чем можно надорвать живот, да так, что пуговицы с панталон разлетятся в разные стороны. Вряд ли авторы фильма рассчитывали на подобный эффект (скорее на прямо противоположный), но «День Д» невообразимо смешон -- вот вроде кажется, что дальше уже ехать решительно некуда, но картина преподносит очередной сюрприз из цикла «хоть святых выноси», и начинаешь всерьез опасаться за психическое здоровье зрителей. Раньше в рекламных целях у кинотеатров, где крутили фильмы ужасов, стояли кареты скорой помощи, дабы в случае чего незамедлительно отвезти испугавшихся до инфаркта обывателей куда следует. То же самое, пожалуй, имеет смысл практиковать и у мультиплексов, где идет «День Д» -- вот только истерики тут будут совсем другого рода.
А если быть совсем уж откровенным, то больше всего «День Д» похож даже не на «Коммандо», а на экранизацию «Тысячи и одной ночи», которую задумал некий маститый кинорежиссер из сатирической миниатюры Аркадия Арканова и Григория Горина, которая увидела свет немногим раньше шварценеггеровского шедевра. Когда ему аккуратно напомнили, что на Западе уже вроде как существует фильм на эту тему, и поинтересовались, не странно ли делать второй вариант, постановщик гордо ответил: «Это у них там был второй вариант! А у нас будет первый!»
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ