|
|
N°160, 02 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зарок барокко
Вал барочной музыки, заливающий прилавки дисковых магазинов, не становится слабее, и уловы фанатов все изобильнее. Выбрать что-то из этой массы, которая блещет переливающейся чешуей, не так-то просто. Но есть диски, привлекающие либо ярчайшим выражением «тренда», либо, наоборот, противостоянием общей тенденции.
Георг Фридрих Гендель. Триумф Времени и Разочарования. Hyperion CDA67681/2. Ораторию Генделя «Триумф Времени и Разочарования», великую притчу о шкале ценностей в жизни человека, записывали уже три раза -- в 80-е годы Марк Минковский и в последнее время Эмманюэль Аим и Ринальдо Алессандрини, все трое с позиций аутентизма, воплощаемого каждым по-своему. Записала арии из «Триумфа...» и Чечилия Бартоли на своем диске Opera proibita, поскольку спела на сцене Цюрихской оперы партию Наслаждения. Итальянский дирижер Алессандро де Марки со своим ансамблем Academia Montis Regalis решил предпринять новую атаку на гениальный опус Генделя, ставший столь популярным. Что подвигло его на этот шаг?
Слушая эту запись в первый раз, недоумеваешь. Дирижеры прежних записей, сколь бы разные установки они ни представляли, приучили нас к тому, что «Триумф...» -- драма идей, жестокая схватка не на жизнь, а на смерть четырех голосов-аллегорий. Нежная Красота-сопрано подвергается атаке зловещего тенора по имени Время и гудящего контральто по прозванию Разочарование. Второе сопрано, подружка Красоты Наслаждение, как может отбивает атаки, но те двое обладают неопровержимой аргументацией и отбрасывают все доводы Наслаждения в сторону. Красоте ничего не остается, как признать бренность всего живого и тщету земных отрад. Глубоко несчастная, она отказывается от мирских соблазнов и обращается к мыслям о вечной жизни.
Голоса записи под управлением де Марки остаются тонко звучащими инструментами -- рядом со скрипками, флейтами и т.п. -- и не выражают никакой борьбы. Нет накала страстей, конфликта. Более того, из большого -- вселенского -- пространства действие перенесено в камерную обстановку, в домашнее, уютное помещение, где словно собрался узкий круг друзей и решил достойно провести время. Им предоставляется стильно исполняемая музыка, где каждый из участников ансамбля до тонкости знает все правила игры, то есть сегодняшнего аутентизма. Главная цель -- рассмотреть музыку словно под лупой, не торопясь и не отвлекаясь на подробности драмы. Каждый инструмент ведет свою вдумчивую, четко очерченную линию, каждый голос явлен в своей особости, музыкальной уникальности. Может быть даже, этой записью де Марки грозит пальцем своим «заигравшимся» коллегам: «Делом надо заниматься, господа, делом!» А дело -- это вслушивание в музыку, желание разобраться в ее внутренних законах, а не в драматургической природе оратории.
Именно поэтому и кастинг в этой записи, мягко говоря, странный. Выбраны исполнители второго плана, и задача им дана «не высовываться», тщательно и внятно озвучивать предписанные им ноты. Конечно, Роберта Инверницци певица не блеклая и опытная, но здесь она загнана на узкое пространство дотошной музыкальности. Интересно, что партия Разочарования поручена -- впервые в наше время -- контратенору, и бархатный голос Мартина Оро дает новые краски внешней стороне однозначного облика. Мы не слышим никакого действия в движении голосов, как будто певцы в домашних халатах, в теплых тапочках сидят кружком и коротают время у камелька. Подход и вправду неожиданный, перпендикулярный по отношению к прежним интерпретациям -- может быть, он даст новые импульсы для осмысления внутреннего содержания «Триумфа...».
Джакомо Кариссими. Виртуозные мотеты для сопрано. Profil. Edition Gьnter Hдnssler. PH07069. Диск с сакральными мотетами Джакомо Кариссими, на котором записан уникальный голос американского сопраниста Роберта Кроу в сопровождении органа (Михаэль Эберт), напротив, уводит нас в сторону от столбовой дороги аутентизма. У Кроу роскошный голос дивной фактуры, уверенная техника, но он стремится скорее в сторону этакого мейнстримного (старомодного?) бельканто. Он своим пением утверждает: «Хватит выдрючиваться! Давайте петь красиво, и все тут!» Надо сказать, самому Кроу это действительно удается. Диск записан в церкви, и сочное, трепещущее сопрано летит и виснет, как крылатое существо. Но это не выхолощенное самолюбование: передан смысл сакральных текстов (в основном псалмов), и Кроу вдохновенно поет духовное содержание музыки. Кариссими в Риме середины XVII века был обладателем ноу-хау сольных сакральных мотетов, его ноты гуляли по всей Европе и исполнялись беспрерывно. Отрадно, что теперь до них дошли руки. И хотя два из мотетов исполняются Кроу в транспонированном виде, у слушателей создается полноценное впечатление от мастерства Кариссими. Потому что на него наложено мастерство Роберта Кроу.
Антонио Вивальди. Найденные арии. Naпve. OP 30443. Итальянская певица Соня Прина уверенно несет знамя аутентизма в своих руках. Она уже побывала в Москве, на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», и произвела сильное впечатление. Диск в серии Vivaldi Edition, включивший вновь найденные арии из разных опер и два концерта «рыжего священника», Прина исполняет в сопровождении ансамбля Accademia Bizzantina под руководством Оттавио Дантоне (в одном из концертов солистом выступает отличный скрипач Стефано Монтанари). Удивительно, как в Италии в самое последнее время выросли аутентичные ансамбли -- один лучше другого! Соня Прина много записывается, и остается только удивляться, как неуклонен ее рост в сторону естественности, не патетичности, прямоты. Можно было бы сказать, что она предельно искренна в своем пении, если бы это качество не было прерогативой романтического исполнительства. Выразительность Прины и ансамбля Оттавио Дантоне выше всяких похвал. Разумеется, в буклете к диску есть полные тексты всех арий, весьма разнообразных по содержанию, но для того, чтобы понять спектр чувств, обуревающих героя или героиню (у Прины контральто, и она поет за персонажей обоего пола), читать эти тексты необязательно: тембр голоса, подача звука, дыхание -- все меняется у певицы в угоду внутреннему облику, и мы читаем в ее душе «как по нотам».
Один из последних дисков Vivaldi Edition гонится за красотой новой, современной, а не гламурно-мейнстримной, как Роберт Кроу. Вместе с тем музыкантские «приколы» этой записи ничуть не ниже, чем у диска де Марки с его приземленной дотошностью. Выразительность и несуетная естественность музицирования Прины и Дантоне делают Вивальди артистом, нужным нам здесь и сейчас.
Алексей ПАРИН