Пик политической борьбы за должности глав муниципалитетов в регионах придется на осень 2008 года. Таков прогноз экспертов, прозвучавший в ходе пресс-конференции по итогам мониторинга фактов давления на глав муниципальных образований. Это исследование было проведено комиссией Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике.
С начала года зафиксирован 81 случай отстранения от должности мэров, в большинстве случаев это происходит по инициативе губернатора региона. Иными словами, отмечается в материалах комиссии, «отставки или возбуждения дел происходят в среднем раз в три дня, и это без учета данных по муниципальным органам среднего уровня».
Такая частота может показаться надуманной, но как раз в день пресс-конференции был оглашен
приговор Олегу Лебедеву, мэру Твери -- теперь уже бывшему. Суд приговорил его к полутора годам лишения свободы с формулировкой «за воспрепятствование следствию». Возбуждение уголовного дела -- одна из наиболее популярных мер давления на строптивых или чересчур независимых градоначальников. С успехом применяется и такой способ, как внесение в действующие уставы муниципальных образований поправок, отменяющих выборность глав муниципалитетов. В этом случае вместо мэра городом управляет так называемый сити-менеджер, де-факто являющийся наемным работником, сменить которого для региональной власти не составляет никакого труда.
Именно такие поправки в минувшую пятницу рассматривала Костромская городская дума. Незадолго до этого
мэр Костромы Ирина Переверзева ушла в отставку под давлением главы региона Игоря Слюняева, который и инициировал изменение устава города. Парламентарии, впрочем, в пятницу приняли только одну из трех губернаторских поправок, так что борьба на этом фронте, очевидно, будет иметь продолжение.
Представляя журналистам данные мониторинга, председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике Леонид Давыдов оговорился, что исследователи не ставили перед собой задачи решить, виновен ли тот или иной мэр: «Для нас непринципиально, правы они или нет, мы считаем количество конфликтов и говорим, что, наверное, оно ненормально». «Мы допускаем, что в ряде случаев такие шаги не продиктованы административным давлением и являются обоснованными», -- отмечается в материалах исследования.
Эксперты отмечают, что с начала лета возросло количество конфликтов между мэрами и региональными властями. Это связывается с муниципальной реформой, проводимой министром регионального развития Дмитрием Козаком. С 1 января 2009 года полностью вступает в силу федеральный закон №131, предоставляющий органам местного самоуправления достаточно широкие полномочия. «Трудности при реализации закона используются не для принятия оперативных мер по поддержке местного самоуправления, -- считает Леонид Давыдов, -- а для попыток отсрочки муниципальной реформы на неопределенный срок».
С его точки зрения, независимо от кажущейся причины в основе конфликтов между губернаторами и мэрами лежат экономические интересы. «Мы не считали, сколько это в денежном выражении, но это в первую очередь земля во всех ее проявлениях», -- отметил г-н Давыдов. А участвовавший в пресс-конференции генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов добавил, что «бюджеты крупных городов по-прежнему остаются привлекательными».
Политолог Дмитрий Орешкин видит в ужесточении борьбы между губернаторами и главами муниципалитетов еще более глубокий системный конфликт. «У нас в стране треть населения живет в городах, соответственно вся экономика сконцентрирована в городах, которые и производят большую часть валового регионального продукта. А губернаторы должны отвечать за всю территорию. Грубо говоря, их политика сводится к тому, чтобы из городских элит вырвать деньги и размазать по всей территории губернии. Город хочет оставить себе больше средств, губернатор -- больше забрать», -- объясняет г-н Орешкин подоплеку конфликтов. Эксперт проводит смелые исторические параллели с зарождением буржуазии как класса в феодальной Европе: «Буржуазия -- городские элиты, от «ле бурж» -- город. А феодал в соседнем замке -- губернатор». Современному российскому феодалу вертикаль власти предоставляет достаточно широкий арсенал механизмов воздействия на градоначальников. В основном, отмечает г-н Орешкин, это силовые методы: «Прокуратура, МВД, ФСБ, армия -- все это органы вертикали. С их помощью губернатор может пугать мэра, что он всегда с удовольствием и делает».
Разрешить это фундаментальное противоречие, по мнению эксперта, можно двумя способами: «Надо или встроить мэров в вертикаль, то есть отменить или объехать на кривой козе статью 12 Конституции, выводящую органы местного самоуправления из системы государственной власти. Или искать какие-то более точные маневры согласования и повышать уровень свободы как губернии, так и городских элит, чтобы они действовали по общим для всех федеральным законам».
Авторы мониторинга Общественной палаты не идут так далеко в своих предложениях. Однако в целях восстановления справедливости они готовы потребовать от федерального центра проверить обстоятельства, при которых конкретные мэры были досрочно смещены, отправлены в отставку или под суд. А журналистам, экспертам и самим органам местного самоуправления предложено подключиться к мониторингу и пополнить имеющуюся базу данных Общественной палаты свежими примерами.