ЛУКОЙЛ, похоже, собирается расширить свои позиции в Ираке. Как заявил в конце прошлой недели вице-президент компании Леонид Федун, ЛУКОЙЛ собирается участвовать в разработке месторождения «Западная Курна-1». «Это совершенно другой проект. И хотя мы и продолжаем настаивать на том, что
«Западная Курна-2» принадлежит нам, мы хотели принять участие и в этом тендере, объявленном иракским правительством», -- заявил он.
«Западная Курна» -- крупнейшее месторождение сырой нефти в Ираке. Его доказанные запасы оцениваются в 15 млрд баррелей. Сколько из них приходится на «Западную Курну-1», эксперты сказать затрудняются, однако очевидно, что это месторождение превосходит «Западную Курну-2» (по разным оценкам, ее запасы составляют 4--6 млрд баррелей). Сервисные работы на «Западной Курне-1» вели еще в советское время «Зарубежнефть» и «Зарубежстрой», однако после начала первой войны в Персидском заливе и последовавших за этим санкций против страны, а также из-за развала Советского Союза их деятельность на территории Ирака была свернута.
Поначалу месторождение «Западная Курна» полностью контролировалось иракскими властями через госкомпанию Southern Oil. Однако затем было принято решение привлечь к его разработке иностранные компании. В 1997 году российскому ЛУКОЙЛу как представителю наиболее лояльной Ираку страны удалось получить долю в «Западной Курне-2» -- 68,5%, еще 3,5% досталось «Машиноимпорту» и «Зарубежнефти», а 25% оставило за собой правительство Ирака. Однако в 2002 году в разгар подготовки американского вторжения в республику контракт с российской нефтяной компанией был расторгнут. Официально это было сделано из-за того, что ЛУКОЙЛ не начал бурение, но иракские власти прекрасно понимали, что у него просто не было возможности ввезти в страну необходимое оборудование из-за наложенных санкций. Фактически же режим Саддама Хусейна не мог простить того, что акционерами ЛУКОЙЛа стали идеологические враги -- американские компании и фонды. С тех пор ЛУКОЙЛ пытается вернуть свои права на «Западную Курну-2», однако иракская администрация неустанно заявляет, что считает контракт аннулированным. Не помогло наладить ситуацию и даже практически полное списание российскими властями долга Ирака, в том числе и за работу наших компаний по освоению «Западной Курны». В то же время контракты, заключенные в годы режима Саддама Хусейна
с китайскими компаниями и также аннулированные, возобновляются полным ходом -- в конце прошлой недели все права на месторождения в провинции Вассит были возвращены CNPC.
Тем не менее
ЛУКОЙЛ, судя по всему, собирается теперь отстаивать права на «Западную Курну-2» со своим американским акционером ConocoPhilips, а пока этот процесс не закончен, он по совету иракских министров «на общих основаниях» собирается побороться за «Западную Курну-1». Весной этого года иракские власти объявили, что собираются проводить тендер на сервисные контракты. «Этот участок уже долгое время разрабатывается иракской стороной, -- говорит аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров. -- Сейчас же встал вопрос о том, чтобы привлечь к работам иностранные компании». Свой интерес к этому месторождению уже проявили Chevron и Total. «У ЛУКОЙЛа есть неплохие шансы получить сервисные контракты по «Западной Курне-1», ведь компания уже успела зарекомендовать себя в Ираке. И естественно, иракская администрация при выборе будет руководствоваться репутацией компании», -- считает г-н Нестеров. По мнению аналитика, конечная цель ЛУКОЙЛа конечно же не сервисная работа на «Западной Курне-1». «Выиграв тендер и заключив контракт на год или два, у ЛУКОЙЛа в будущем появится возможность остаться в проекте и дальше и заниматься уже добычей нефти на месторождении», -- полагает эксперт. Правда, он напоминает, что из-за не принятого до сих пор в Ираке закона «О нефти» дальнейшие перспективы работы в стране российской компании остаются неясными.