|
|
N°52, 26 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А вы что имели в виду?
Европейские и российские парламентарии обсуждают проблемы терроризма
Работа Санкт-Петербургского межпарламентского форума по борьбе с терроризмом, организованного Межпарламентской ассамблеей СНГ и ПАСЕ, начинается в северной столице только сегодня. Но уже вчера в Таврическом дворце, где проходит встреча более тысячи парламентариев из 80 стран, разгорелись бурные дискуссии, в ходе которых стороны выясняли, что первично -- права человека или искоренение терроризма. Европейские парламентарии сразу жестко дали понять российским коллегам, что намерены отстаивать свой подход к этой проблеме. На первой же встрече с журналистами председатель ПАСЕ Петер Шидер заявил: «Выбора -- борьба с терроризмом или соблюдение права человека -- не существует и не может существовать».
Лидеры ПАСЕ и ОБСЕ были твердо настроены пропагандировать среди российских парламентариев свое понимание борьбы с терроризмом. «Если мы будем бороться с терроризмом, отказываясь от демократических ценностей, то выиграют сами террористы еще до начала борьбы», -- заявил г-н Шидер.
Главе ПАСЕ достойно ответил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Спикер российского сената высказался за приоритет права и сочетание «правовых и силовых методов» в борьбе с терроризмом. «Если мы будем полагать, что можем добиться цели только силовыми методами, то мы будем очень наивными людьми», -- во всеуслышание заявил Миронов.
И добавил, что в борьбе с террористами нельзя забывать про «бедность, разные формы дискриминации и социальную среду, которая вольно и невольно будет производить элементы для формирования террористического интернационала».
Хотя ни европейцы, ни россияне не говорили вслух, чьи и какие именно действия и в каких странах имеют в виду, слушатели как-то сразу поняли, что речь идет о разных странах и разных действиях. Все догадались, что г-н Шидер подразумевал действия России в Чечне, а г-н Миронов, напротив, действия США и НАТО в Афганистане.
Несмотря на разницу в понимании термина «терроризм», стороны были не против объединить свои усилия. Как сказал Петер Шидер: «Чем шире международная коалиция и консенсус по поводу нашей антитеррористической кампании, тем ближе искоренение терроризма». Поэтому, считает парламентарий, Санкт-Петербургский форум «призван упрочить коалицию». И тут же Шидер пояснил, как именно должны действовать страны в ходе контртеррористической борьбы. Во-первых, «быть вместе», во-вторых, «избегая односторонних действий», а в третьих -- «действуя правильно и соблюдая демократические требования, которые хотят уничтожить террористы». По мнению Шидера, коалиция именно так и поступает: председатель ПАСЕ считает, что ее действия «в полной мере согласованы с международными стандартами в области прав человека и правопорядка».
И опять же сразу стало понятно, что есть такая страна, в которой этими стандартами не руководствуются. О том, какая страна имелась в виду, г-н Шидер, видимо, уже сегодня объяснит главе МИД России Игорю Иванову, который во вторник прилетает в Петербург для встречи с главами ПАСЕ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ, а также для выступления на антитеррористическом форуме.
Участникам же высокого собрания придется все-таки определится: кто такие террористы и в каких случаях следует соблюдать права человека, а в каких можно закрыть глаза на их нарушение. Все это должно быть записано в итоговую декларацию о борьбе с терроризмом, которую форум должен принять 28 марта.
Возможно, ясности понимания проблемы терроризма будет способствовать выступление на завтрашнем пленарном заседании форума президента Владимира Путина, а также директора ФСБ Николая Патрушева.
Последний вчера уже провел в Петербурге собственный «антитеррористический форум» -- международное совещание руководителей спецслужб и правоохранительных органов из 39 стран мира. На него приехали около сотни руководителей соответствующих организаций, в том числе ЦРУ и ФБР. Так что глава ФСБ вполне сможет поделиться с правозащитниками новыми наработками своих коллег в области антитеррора. При безусловном соблюдении прав человека.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург